Нижний Новгород. Здание Волжско-Камского банка

 

 

Комментарии (3)
Стерхъ # 26 октября 2019 в 23:26
Нижний Новгород. Здание Волжско-Камского банка
Адрес: Нижний Новгород, улица Рождественская, 27
Строительство:1894-1896 годы
Архитектор: Владимир Петрович Цейдлер
Стиль: Эклектика с элементами модерна

Поистине прекрасным украшением улицы Рождественской является доходный дом Николая Александровича Бугрова, выполненной в стиле поздней эклектики и обозначенный по Рождественской под номером 27. История его постройки тесно связана с подготовкой к проведению в Нижнем Новгороде 16 Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Приуроченные к этому грандиозному событию крупные градостроительные преобразования напрямую затронули район так называемого Нижнего базара, фактического делового центра города: на Нижневолжской набережной и Рождественской улице отстроились помпезные особняки, магазины и здания банков. У многих старых домов появились новые фасады с пышными эклектичными элементами декоративно-художественного убранства.
Территория по Троицкому переулку (ныне переулок Вахитова) между улицей Рождественской и Нижневолжской набережной в 1838 году была приобретена у Пятовых крупными предпринимателями Бугровыми. Бугровы вели здесь активное каменное строительство. Александру Петровичу Бугрову принадлежали два смежных домовладения, выходивших как на Рождественскую улицу, так и на набережную. Первое представляло собой трёхэтажный каменный дом и одноэтажный каменный флигель. Второе, угловое, состояло из трёхэтажного каменного дома, двух каменных флигелей в три и два этажа, а так же каменных и деревянных служебных построек. Эти постройки использовались как торговые и конторские, а так же сдавались по контрактам.
Но последнего представителя знаменитой купеческой династии, Николая Александровича, крупнейшего нижегородского промышленника, финансиста, мецената и благотворителя, не устраивал «скромный» облик унаследованных от отца домов на Рождественской. Для разработки проекта парадного здания в 1894 году был приглашен знаменитый столичный зодчий, академик архитектуры Владимир Петрович Цейдлер (1857-1914), автор проектов многих зданий в Санкт-Петербурге, Москве и Анапе. Он также был назначен главным архитектором Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде и вел проектные работы по разработке её генерального плана. Сооружение банка было приурочено к открытию этой выставки. В начале 20 века Волжско-Камский банк имел капитал более трёхсот миллионов рублей. Известно, что к этому времени Н. А. Бугров уже много лет был постоянным клиентом и влиятельным членом учетно-ссудного комитета этого банка.
Выбор не был случайным. Этот банк был одним из известнейших в дореволюционной России. Его основал в Санкт-Петербурге Василий Александрович Кокорев, яркий и самобытный человек с удивительной судьбой. Известный финансист происходил из мещан-старообрядцев маленького глухого городка Солигалич Костромской губернии. Одна вера с основателем учреждения, а Бугров, как известно, был старообрядцем, несомненно, способствовало симпатии нижегородского предпринимателя к именно этому банку. Но главный мотив был, очевидно, иным: Волжско-Камский банк являлся однм из крупнейших в стране. Поговаривали, что на него перешел успешный жребий основателя: из бедного мещанина Кокорев сумел превратиться в одного из самых богатых, влиятельных и известных людей империи. Его кандидатура даже рассматривалась на пост министра финансов. Он стал инициатором и организатором строительства первого в мире нефтеперерабатывающего завода близ Баку. Был соучредителем таких известных фирм, как Русское общество пароходства и торговли, пароходство «Кавказ и Меркурий», общество Волжско-Донской железной дороги и нескольких других известных компаний. Активно занимался развитием золотого промысла, налаживало торговлю между Россией и Персией, участвовал в разработке проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости, прилагая массу усилий к ускорению этого события. Большую известность Кокорев приобрёл как меценат и благотворитель: примерно за два десятилетия до Третьякова Василий Александрович не только открыл первую выставоочную галерею молодых художников, но и систематически поддерживал и развивал появлявшиеся в поле его зрения таланты, закладывая тем самым основу развития национального искусства.
В 1870 году, то есть в год основания банка, его отделение открылось и в Нижнем Новгороде. Изначально оно располагалось в здании на Немецкой площади, но выбор места оказался крайне неудачным: на самой окраине, вдали от деловых улиц, рядом с кладбищем. Через некоторое время адрес сменили — перебрались за реку, к ярмарке, но ярмарка работала только один месяц в году, а в остальное время банковский филиал испытывал те же трудности, что и на прежнем месте. Для банка переезд на Рождественскую был очень выгоден, ведь именно здесь был центр деловой жизни купеческого города. В этом здании нижегородское отделение банка благополучно просуществовало до самой национализации в 1917 году.
В 1894 году старое двухэтажное каменное здание с портиком, находившееся на этом участке, было разобрано и на его месте построено новое — двухэтажное с подвалом. По проекту первый этаж предназначался под торговые помещения: предусматривалось чередование входных и оконных проёмов по уличному фасаду, что до нашего времени не сохранилось. К счастью, в архиве сохранились чертежи фасада и планов здания. Надзор за строительством банка вёл нижегородский архитектор Н. А. Фрелих.
Поскольку дому предстояло занять угловое положение — на пересечении улицы Рождественской и Троицкого переулка, - автор акцентировал угол круглым в сечении эркером, увенчанным куполом со шпилем и флюгером. В верхней части эркера обращает на себя внимание вмонтированная в картуш буква «Б» (Бугров). Угловой эркер поддерживается кронштейном в виде цветка лотоса. В простенках между окнами эркера имеются каннелированные колонны ионического ордера.
Здание выполнено в поздней эклектике с элементами модерна. Так, на втором этаже фасад облицован изумрудно-зеленой керамической плиткой, а большие окна первого этажа имеют очертания в виде трёхцентровых арок. Окна второго этажа — полуциркульного очертания. Ось центрального ризалита, на пять световых проёмов на втором этаже, подчеркнуто главным входом на первом этаже. Окна второго этажа в ризалите над архивольтами имеют разорванные треугольные сандрики. Центральная часть уличного фасада увенчана ступенчатым аттиком. Парапет над карнизом был украшен вазонами (утрачены).Пышный карниз поддерживают сдвоенные кронштейны в виде закрученных волют. Пилястры центрального ризалита в верхней и нижней частях дополнены растительным орнаментом в рамочном обрамлении. Над входом расположен балкон, который имеет ограждение в виде кувшинообразных балясин, как и на парапете.
В 1918-1919 годах национализированное здание использовалось под военный госпиталь, затем в него въехали административные учреждения. В дальнейшем в нём побывали: Нижегородская контора Народного банка РСФСР, Нижегородский уездный финансовый отдел, Нижегородская контора Госбанка СССР, Куйбышевское отделение Госбанка СССР, при этом часть помещений использовалась под квартиры служащих.
В декабре 1957 года в здании разместился Горьковский театр комедии, что повлекло за собой изменение планировочной структуры и надстройку сценической коробки, нарушившей его первоначальный облик. Входные проёмы по улице Рождественской были заменены на оконные, все, кроме главного входа. Из архитектурных деталей были утрачены: завершение над эркером, вазоны парапета, «замковые камни» наличников ряда окон, украшение главного входа.
Сам факт размещения театра в доме Бугрова у многих вызывал нарекания. Известно, что глубоко религиозный домохозяин видел в театрах лишь источник греха и разврата. Тем не менее театр прожил в здании несколько десятилетий, работая плодотворно и успешно.
В 1995 году здание бывшего Волжско-Камского банка было поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения.
Театр комедии в 1999 году освободил здание, переехав в новое на улицу Грузинскую.
В 2001 году Научно-исследовательским предприятием «Этнос» под руководством архитектора И. С. Агафоновой был осуществлён проект реставрации здания и его приспособление под офисные и учебные помещения Автономной некоммерческой организации «Японский центр». В настоящее время здание принадлежит Банку России.

О. В. Орельская, С. В. Петряев: Улица Рождественская — энциклопедия архитектурных стилей. Нижний Новгород, ООО «БегемотНН», 2016. Стр. 119-125
Галина Л # 24 ноября 2019 в 03:20
До чего же хороша и разнообразна раньше была архитектура. Глаз радуется.
Стерхъ # 24 ноября 2019 в 12:18
Спасибо вам за внимание.
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Омск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
пенсионер Орда
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Анапа
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Москва