Воронеж. Бывший дом купца-фабриканта С. А. Савостьянова

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 19 апреля 2016 в 04:43
Воронеж. Бывший дом купца-фабриканта С. А. Савостьянова
Адрес: Воронеж, улица Плехановская (Большая Московская), 3
Годы строительства: Конец 1760-х-начало 1770-х
Стиль: Барокко

Дом стоит торцом к улице, отделен от нее бульваром. Построен в конце 1760-х - начале 1770-х гг. (в 1773 г. он уже показан на плане города) как жилой дом купца-фабриканта С. А. Савостьянова. Семен Авраамович Савостьянов (1718-1794) - президент губернского магистрата, в 1767-1768 гг. - в Москве в качестве депутата Уложенной комиссии.
Его дом стал первым трехэтажным домом в Воронеже. Разорившийся внук первого владельца И.А. Савостьянов в 1826 г. передал здание городской думе под военный лазарет. Опека, назначенная над его имуществом в 1849 г., продала его с аукциона купцу С. Занину, который стал сдавать его внаем. Постепенно сюда переместились городские учреждения, магистрат, сиротский и совестный суды, городская дума, откупившая здание в конце 1850-х гг. В 1854 г. поэт. И.С. Никитин посещал находящегося в заключении при магистрате родственника - Я.П. Денисова, арестованного за уклонение от рекрутской повинности. После упразднения судов и магистрата в 1870 г. дума заняла все помещения. В 1878 г. она переехала на Мясницкую улицу, оставив здание Мещанской управе. Позже здесь разместились также богадельня и ломбард.
В 1894 г. в левом крыле здания был открыт Воронежский губернский музей, занявший две комнаты и зал второго этажа. Это был первый музей в городе. На его открытии присутствовали губернские власти и принцесса Е.М. Ольденбургская, владелица имения Рамонь. У входа в здание была установлена чугунная пушка конца XVII - начала XVIII в., на лестничных площадках - каменная баба из Задонского уезда и модель Макарьевской школы. Экспозиция музея содержала материалы по истории края, часть которых была добыта в археологических экспедициях, часть пожертвована любителями старины. С 1896 по 1911 г. было проведено более десяти тематических выставок. Среди них посвященные Костомарову, Кольцову, Никитину, юбилею Полтавской битвы. Выставки были организованы по инициативе философа Н.Ф. Федорова (1829-1903), который в 1894-1899 гг. подолгу жил в Воронеже. Н.Ф. Федоров, включавший музей в свою концепцию как место сохранения душ умерших через предметы, считал Воронежский музей одним из лучших в провинции. Музей сплотил местных историков и краеведов. В его создании приняли активное участие члены местного статистического комитета, часть которых была его первыми сотрудниками. Среди них: Степан Егорович Зверев (1860-1920) - первый директор музея, священник кадетского корпуса и секретарь статистического комитета, под редакцией которого издавались “Памятные книжки по Воронежской губернии”, Александр Иванович Милютин (1869-1907) - историк, краевед, археограф и филолог, помощник правителя дел Воронежской губернской ученой архивной комиссии. В 1910-1911 гг. в музее работал историк В.В. Литвинов (1873-1941), впоследствии арестованный по сфабрикованному “делу краеведов”. Дважды в неделю посещение экспозиции было бесплатным. В 1911 г. значительно увеличившему свои фонды музею было предоставлено другое старейшее здание города - бывший дом губернатора И.А. Потапова (ныне Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского).
Дом дважды сильно горел во время боев в 1919 и 1942 гг. В 1957 гг. был восстановлен по проекту архитектора Г.В. Здебчинского как двенадцатиквартирный жилой дом. В 1982-1984 гг. по проекту архитектора И.М. Сергеева Воронежской реставрационной мастерской (ВСНРПМ) были проведены реставрация и приспособление здания под областной литературный музей.
Дом купца Савостьянова - очень крупное для провинциальных городов середины XVIII в. жилое здание дворцового типа. Трехэтажный прямоугольный в плане объем (12 и 6 осей окон) имеет единственный вход в середине продольного восточного фасада. Середина противоположного фасада выделена слабой креповкой. Торцовые фасады завершены люкарнами. Одинаковый на всех фасадах декор стен отличается пластическим богатством и изощренной декоративностью деталей, характерной для архитектуры барокко и рококо. Равномерно размещенные прямоугольные окна на всех этажах разделены лопатками-пилястрами, смыкающимися с широкими межэтажными карнизами. В первом этаже, решенном как цокольный, лопатки рустованы, окна помещены в наличники с ушами и замковым камнем. На стенах главного второго и более низкого верхнего этажа базы пилястр декорированы тонко проработанными лепными вставками, окна снизу подчеркнуты накладками, а сверху лепными завершениями в виде гирлянд во втором этаже и рокайльного мотива в третьем. Пилястры второго этажа в креповке каннелированы. Двойной карниз между вторым и третьим этажом разделен лепным орнаментальным поясом. Входу в дом соответствует новая широкая лестничная клетка. Планировка верхних этажей коридорного типа.
С 1983-1984 гг. в здании размещаются экспозиция Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина, Воронежская писательская организация и редакция литературного журнала “Подъем”.

Историко-культурное наследие Воронежа, Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Центр духовного возрождения Черноземного края, Воронеж, 2009. Стр,102-104
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Уфа
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Pleven
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Пятигорск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Рязань
 ()
Фотограф Москва