Бузулук. Дом мещанина Александра Иванова
 
+81
Фото нравится: +81

 

 

 

Комментарии (3)
Стерхъ # 6 июля 2019 в 00:05
Бузулук. Дом мещанина Александра Иванова
Адрес: Оренбургская область, Бузулук, улица Кирова (Театральная), 38
Строительство: Начало 20 века
Стиль: Деревянное зодчество, модерн

Мы привыкли, что государство должно нам то или это, что перестали брать какие-то общие дела в свои руки. Но в Самаре появились настоящие авантюристы, готовые сломать систему. Проект по восстановлению исторической среды подхватили и в Бузулуке.
Тысячи и тысячи раз проходя мимо одного и того же места, мы перестаём замечать его черты. Оно, тем временем, тускнеет и блекнет без нашего внимания. Так удивительные и редкие по своей архитектуре дома ветшают или становятся аварийными. Исторические центры превращаются в захолустья, куда не желает ступать нога «цивилизованного» человека. Они прячутся под сайдингом или сносятся, и на их месте вырастает новостройка. Остановить беспощадное время несколько лет назад решили ребята из Самары, основав проект «Том Сойер Фест». Корреспондент «АиФ Оренбург» рассказывает, чем занимаются ребята, как проект подхватили в Бузулуке и как там появился «деревянный» модерн.
«Мы проводим эксперимент по перезапуску исторической среды, чтобы она задышала по-новому, не только сами дома, но и окружающая территория. Когда памятник оказывается в квартальной застройке, его ценность стремится к нулю. Я не против нового строительства, я за деликатное отношение к истории, чтобы новостройки не давили агрессивно историческую среду», - поясняет Андрей Кочетков, руководитель проекта «Том Сойер Фест». – «На одном отрезке улицы Льва Толстого мы за два года сделали пять домов, и сюда пришло более 1000 экскурсантов, а этой весной здесь открылось два кафе, хотя это место никогда не было достопримечательностью. Не говорю, что это только наша заслуга».
В Самаре в проекте участвует около 250 человек: разного возраста и профессий. Но в основном волонтерами становятся «айтишники», программисты средних лет, которые любят свой город и хотят сделать его лучше. К тому же, вечерами и в выходные на площадке с кисточками в руках они отдыхают от офисного напряжения. Ребята давно стали большой компанией. Они участвуют и проводят концерты, выставки, тематические лекции. Не только для того, чтобы рассказать о том, как нужно сохранять красоту города, но и для того, чтобы наполнить эти восстанавливаемые места новыми культурными смыслами.
«В Самаре традиционная купеческая застройка. У нас многое уничтожено. Известно много случаев, когда экспертизы домов проводили на глазок, специалисты даже не заходили в само здание, в лучшем случае следовали суды, и удавалось отбить некоторые дома. В этом году мы будем восстанавливать усадьбу купца Зеленко, а ведь она должна была пойти под снос в угоду застройщикам. Многие из наших домов, хотя и сохранились, но обветшали», — объясняет Андрей. — «Если в больших городах историческим домам угрожает застройка, то в малых городах жители чаще всего не понимают, что делают, например, обшивают дома сайдингом, и они полностью теряют свою привлекательность. Например, в Бузулуке. Там широко представлен деревянный модерн, это большая редкость для небольших российских городов. Но горожане не понимают, каким культурным пластом обладают».
В 2015 году в Самаре восстановили три дома. В 2016 четыре. Тогда же присоединились Казань, где перед Универсиадой «похоронили» половину исторического центра, и уникальный «модерновый» Бузулук. На 2017 год хозяева фестиваля запланировали восстановить четыре дома 19 - начала 20 века. Решили не размахиваться, поскольку к проекту должно присоединиться еще 10 городов. Каждый из них Андрей собирается посетить:
«Многие люди с разных городов задавали вопросы, как запустить фестиваль. Так мы организовали школу фестиваля, на которую приехали участники из 23 городов», - говорит основатель фестиваля.
Ради проекта историк и журналист Андрей практически изменил свою жизнь. Почти все время у него уходит на фестиваль.
Сегодня «том сойеры» немного меняют свою концепцию: они идут с кисточками и ведрами в те дома, за которыми следят жильцы, чтобы знать наверняка, что труды не напрасны и дальше о здании будут заботиться.
Анна Мельникова из Бузулука - дизайнер, закончила Самарский архитектурно-строительный университет. Лет 15 наблюдает за старинными домами в городе. На ее глазах одни здания исчезали, другие дряхлели. Один из них, в центре города, особенно был ей дорог. Больно было видеть, как он меняется с неумолимым течением времени. На памяти Анны, его ни разу даже не красили.
«Я услышала о фестивале и решила присоединиться к нему. В прошлом году Бузулук праздновал 280-летие. Объявили акцию: 280 подарков городу. Я решила привести в порядок этот дом. Меня поддержали в администрации. Я обратилась к активным ребятам из нашего города Анне и Ярославу», - рассказывает Анна Мельникова. - «Те подхватили. Аня отвечала за поиск волонтеров и организацию концертов. Ярослав вел строительные работы. Знакомый историк узнал, что дом принадлежал мещанину Александру Иванову, занимался он бакалейной торговлей и годовой оборот был в 1000 рублей. Сначала начинали втроем. Потом подтянулись горожане - взрослые и школьники. Обычно на площадке работало по три-пять человек. Ребята шкурили фасады, затем грунтовали, а потом красили. Основные средства пожертвовали партнеры фестиваля (иначе спонсоры). Часть их отдали столяру, взявшемуся восстановить поломанные детали убранства дома. На кисточки, краску, расходные материалы собирали деньги на концертах. Начали работу в августе, а закончили в ноябре. Замедлила окончание работ непогода. Сейчас к этому дому водят экскурсии и не только из Бузулука».
«В этом проекте я многое приобрел. Во-первых, это море знакомств со всех концов страны, во-вторых, знания по исторической среде города, архитектурном модерне - я даже не подозревал об этом, и, в-третьих, теоретические представления и какие-то начальные навыки сменили реальные умения работы по тому же дереву», - рассказывает 20-летний Ярослав Каптерка, студент колледжа.Этого парня, взявшего на себя основную «мужскую» работу по дому и фотографировавшего процесс его восстановления, сначала называли «глазами фестиваля». Но Ярослав планирует полностью переквалифицироваться в «руки». – «Слишком много работы. Либо стоять с кисточкой, либо с фотоаппаратом. Мои знакомые удивляются, зачем бесплатно работать. Поэтому пока я одинок. Сначала я просто поддерживал проект, потом втянулся, и даже убегал с пар поработать к дому. Я думаю, что волонтерство - это когда человек горит идеей, делом, а не когда в красивой форме представляет, к примеру, университет и получает за это стипендию. Очень радостно и приятно видеть то, что мы все вместе сделали. Останавливаться не планирую. Это не по-мужски, да и как-то правильно. У сериала и того десяток сезонов выходит, так что продолжаем».
«Самарский фестиваль собирает около 250 волонтеров, а наш около 40-50 человек. Если соотнести миллионник и наш провинциальный городок, то разница невеликая», - рассказывает Аня. – «В этом году мы планируем восстановить два дома. С нами уже встречались школьники и студенты, готовые работать. К нам даже собираются приехать ребята из Самарской области и Казани, с которыми познакомили на школе фестиваля «Том Сойер». Мы считаем, что у нас самые красивые дома, но они исчезают один за другим. И скоро не останется памяти о ноу-хау русских архитекторов. Ребята из Казани сказали, что если бы у них был хотя бы один такой дом, они бы его озолотили».
Откуда такая роскошь могла появиться в провинциальном городе и как бузулукский модерн связан с европейским, рассказывает кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой дизайна ОГУ Ольга Чепурова:
«Первые признаки модерна появились в Европе, в каждой стране он назывался по-разному, но воплощался в основном в камне. В России зародился свой модерн, вобравший в себя традиции русской резьбы. Нигде в мире больше деревянного модерна нет. Это русский феномен. В большинстве своем он сохранился в Кимрах, Городце и Бузулуке. Я объездила Подмосковье, была под Петербургом, в Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре…, но только у нас присутствует именно европейский модерн. Бузулук – это жемчужина. Кроме того, здесь модерн отличается художественно-композиционными признаками. Когда я начинала исследовать, в Бузулуке было около 80 домов, я все систематизировала, сегодня многие из них у меня в черной рамочке: или жители содрали декор, или обшили сайдингом. А ведь это один из самых красивых стилей в мире.
К сожалению, деревянная архитектура исчезает быстрее, чем каменная. Она менее стойкая из-за пожаров и не только. Этим пользуются. Дело в том, что деревянные здания такой красоты строили меценаты, банкиры, владельцы заводов, фабрик, более или менее зажиточные люди. Возводились дома обычно в центре города, где земля очень дорогая, и сегодня используются любые поводы, чтобы снести дома и получить ее. Поэтому деревянная архитектура под угрозой исчезновения».
Наши меценаты ездили за границу и приглашали специалистов. У нас тоже были хорошие архитекторы. У меня есть своя версия появления модерна в Бузулуке. В 90-х года XIX века Бузулук сгорел дотла. В это время в городе жили архитекторы поляк Ян Адамсон и австриец Чедра, предполагаю, что именно они выполнили большинство проектов.
Чтобы горожане узнали о своей «жемчужине» и бережней относились к ней, ребята проводят концерты, выставки. Этим летом должен состояться фестиваль волонтеров «Том Сойера» и людей, которые что-то бескорыстно делают. Как ни странно, говорит Анна, с готовностью помочь откликнулись многие местные предприниматели, и это несмотря на не очень большой финансовый оборот. Для продолжения проекта в Бузулуке нужна любая спонсорская помощь - и не столько в деньгах, сколько в материалах - в кисточках, дереве, умениях и знаниях.
Удивительно, почему Оренбург вслед за Бузулуком не подхватил идею. Ведь у нас целый архитектурный факультет, художественный колледж, столько студентов, идей! К тому же, здесь есть, над чем работать.
«В Оренбурге деревянного модерна сохранилось меньше. Да и дерево здесь не было в ходу. Но присутствует шикарный каменный модерн. Однако больше всего ценители восхищаются от нашей сохранившейся традиционной национальной резьбы на воротах жилых домов. Они по крупинке остались. Их нужно восстанавливать. Но в первую очередь необходимо заняться усадьбой Тимашевых в Ташле. Она в плачевном состоянии - без слез не взглянешь. Все разрушается. Необходимо привлекать архитекторов и общественность. Необходимо сохранить память, нужно бороться за это, ибо без истории нет народа», - рассказала Ольга Чепурова.
Кстати, усадьба Тимашевых - памятник культуры. Сегодня государство разрешает волонтерам заниматься восстановлением памятников без вмешательства в конструкцию строений.
«Том Сойер Фест» назвали в докладе ЮНЕСКО лучшим проектом сохранения окружающей культурной среды. Действительно, фестиваль не только спасает историческую среду, но и вселяет в нее новую жизнь. И еще, что немаловажно, воспитывает (не хуже военно-патриотических клубов) настоящих граждан и патриотов своей страны.

Статья опубликована в газете «Аргументы и факты» 5 июня 2017 года.
[Link]
Наталья С. # 7 мая 2023 в 14:43
Рада, что встретила любителя стиля модерн, в частности деревянного. И география у Вас завидная! Могу поделиться фото дома в 1-м Казачьем пер. в Москве.

Наталья С. # 7 мая 2023 в 15:04
Кстати, в статье написано, что деревянный модерн сохранился в Кимрах и Городце - нет, в Гороховце. Я только что оттуда и посмотрела несколько чудесных домов, в одном даже побывала внутри. Один, к сожалению, доведен до ужасного состояния и затянут сеткой.
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Владивосток
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Звездный
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Тольятти
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Сам не... Москва