|
Лунное ночное освещениеПРЕДИСЛОВИЕ: На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы. И не в том ли кризис образованного человека, что у него «ум с сердцем не в ладу»? Не эта ли односторонняя «умственность» разъединила в России интеллигенцию и народ? И уже одно то, что в настоящее время под флагом науки, которая будто бы давно опровергла религию, преподносятся народу атеизм и антихристианство, заставляет нас глубоко обдумать и основательно решить вопрос: противоречит ли наука религии? ...................................................................................................... ГЛАВА ТРЕТЬЯ: Источники предубеждения. Откуда же происходит распространенное среди студентов, и вообще образованных людей, мнение, что наука противоречит религии? Его причина в поверхностном знании как в области науки, так и в области религии, и этим подтверждается мысль: «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от него». Полузнание – бич нашего времени: оно-то и создает названное только что предубеждение. Во-первых, мы мало знаем философию, в особенности ту ее область, которая специально относится к этому вопросу, то есть теорию познания, или гносеологию. Легковерно принимая за научные доводы те доказательства, которые приводятся в пользу суждения, что Бога нет, мы забываем выясненные уже Кантом положения, что теоретический разум одинаково бессилен и доказать, и опровергнуть бытие Бога, бессмертие души и свободу воли. Эти объекты и эти вопросы поэтому называются трансцендентными (выходящими за пределы науки). Мы можем познать разумом лишь внешний факт, а не вещь в себе. Весь мир, поскольку он связан с пространством и временем, объективно непознаваем, потому что время и пространство суть лишь субъективные формы нашего сознания, которые мы приписываем миру.... (С сокращениями) Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): "Наука и религия" |
Дата публикации: 12 апреля 2021 |
Фото нравится: +57 |
У академика Павлова было одно заявление по религии и вере в Бога, основанное на его материалистической позиции в науке...
Академик некогда заявил, что религия есть инстинкт слабых людей, она нужна слабым людям для выживания в реальности.
ТАК ЛИ ЭТО?
Можно ли, зная суровую историю египетского подвижничества первых веков христианства, назвать преп. Антония Великого слабым человеком? А Макария Великого или Евфимия Великого? Кто из нас, современных, выдержал бы хотя бы месяц в таком режиме жизни и опасностях?
А святого Симеона Метафраста, который преуспевал и на государственной службе, и в духовных вопросах, обладая колоссальной работоспособностью и в том, и в другом деле, можно ли назвать слабым?
А святого Максима Исповедника, умственно сильного гения, который мог преуспеть в политической карьере, но выбрал деятельность подвижника и богослова - можно ли назвать слабым? В своей жизни он прошел 10 летний опыт исихазма (суровой практики молчания), а затем вел суровую борьбу с ересью и испытал много лишений?
А преп. Сергия Радонежского, который в тяжелейших жизненных условиях, построил множество монастырей в России и воспитал немалое число подвижников?
А успешных купцов Льва Наголкина и Василия Муравьева, которые, бросив свое дело, выбрали путь подвижничества в Боге, стали преподобными Львом Оптинским и Серафимом Вырицким?
А святителя Игнатия Брянчанинова, который был вхож в императорскую семью, блестяще учился и закончил технический и военный ВУЗ, мог сделать прекрасную карьеру в любой светской области, но выбрал духовную стезю, тяжелый путь монашества и духовного просветительства?
Разве эти и многие другие люди веры и благочестия были слабы? Или не имели другого выбора, более простого и легкого в жизни? Верно, вопрос не в слабости человеческой, а в смысле, высшем смысле такого выбора.
Примеров, опровергающих названное выше утверждение академика, немало из жизни. Эти примеры показывают, что духовная подвижническая жизнь, ведомая верой Богу – не выбор слабых людей, а, напротив - мужественных, цельных и сильных.
Ведь даже синонимом слова "духовный" (человек) могут служить слова "мужественный", цельный", "нравственно крепкий", чистый сердцем от зла".
Выбор духовной стези не выбор в критериях сила – слабость по отношению к среде обитания и условиям реальности. Это выбор в системе: обыденный (плотский) и высший смысл бытия, где духовная деятельность есть высшая по смыслу для человека.
Здесь, к этому вопросу, уместна параллель самого ученого – академика Павлова, с другим, жившим в России в те же годы, ученым, врачом и святителем Лукой (Войно Ясенецким).
Эти два человека знали и уважали друг друга. Академик Павлов уважал святителя Луку за его мужество, убежденность, любовь к людям. Святитель Лука уважал академика Павлова за гениальный ум, мировые открытия и открытую гуманную гражданскую позицию, отстаивание ее.
Святитель Лука, даже написал письмо академику Павлову из туруханской ссылки (неподалёку от места бывшей ссылки И.В.Джугашвили!), где отбывал свой срок, поздравляя его с 75 летним юбилеем и близящимся юбилеем 200-летия Российской академии наук в сентябре 1924 года. Святитель Лука называл ученого: «Мой брат во Христе». Вот строчки из его поздравления:
«Славлю Бога, давшего Вам столь великую силу ума и благословившего труды Ваши. Низко кланяюсь Вам за великий труд Ваш. И кроме глубокого уважения моего, примите любовь мою и благословление мое за благочестие Ваше, о котором до меня дошел слух от знающих Вас». (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): письма).
И Павлов ответил ему, поддержав его, как человека, подвергнутого антигуманным действиям. Такие действия всегда вызывали в академике большой протест: когда нарушались права и свободы человека, творилось варварство, недостойного того идеала человека, в который верил ученый и академик Иван Петрович Павлов и которому служил.
Вот ответ академика Павлова святителю Луке:
"Ваше преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветствием и проношу за него сердечную благодарность. В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих по-человечески, остается одна опора - исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов" (И.П.Павлов. Письма и переписки)
Академик был сторонник не варварского, не тоталитарного, не рабского, а гуманного, образованного и просвещенного общества. И проводил эти идеи, отстаивая их с кафедры. Власти не трогали его, как сокровищницу мировой науки.
Вот, например, что написал академик Павлов наркому здравохранения РФ Каминскому Г.Н. в 1934 году, на закате своей жизни (Павлову тогда было 85 лет):
" Думайте ли Вы достаточно о том, что многолетний террор и безудержное своеволие власти превращают нашу и без того довольно азиатскую натуру в позорно-рабскую?... А много ли можно сделать хорошего с рабами? Пирамиды? Да; но не общее истинное человеческое счастье". (И.П.Павлов. Письма и переписки)
А святитель Лука доказывал цельность и духовную крепость человека, верность Богу и Его заповедям, своими подвигами и страданиями в нечеловеческих условиях ссылок, в которых святитель провел в общей сложности 11 лет жизни. И не только в этом. Весь путь святителя Луки полон страданий, борьбы и побед во славу Божью и любви к людям.
Условия жизни святителя Луки в ссылках и тюрьмах требовали куда большей внутренней силы, чем у академика. Разве можно сравнить условия жизни ссыльного с условием академика, который был обеспечен всем и не испытывал давления властей?
Так можно ли, приложив слова академика Павлова к святителю Луке, назвать того - «слабым человеком»?
Может быть, напротив, духовная стезя, прокладываемая верой Богу - это сильный, глубокий мотив человеческой души к Богоугодной жизни, а следование ему - путь мужества?
Мира и добра всем.
(Игорь Орлов)
[Link]
Прошу прощения за несвоевременность ответов...
прочитала, что через год ПВС СССР установили праздник в этот день, а вот о Г.Титове не упомянули даже...
"День космонавтики был установлен в Советском Союзе Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, а международный статус получил в 1968 году на конференции Международной авиационной федерации. С 2011 года он носит еще одно название — Международный день полета человека в космос."
Ещё для ЯФа "мастерила" из своей самой удачной фотографии луны...
За свой полёт космонавт получил 15 тыс руб, машину "Волга" и 4-комнатную квартиру - каких-то 70-80 тыс баксов на тогдашние деньги...
Да и не за ними летали, наверное...
Нет земных наград вечных, жаль, что прожил мало...
Но, скорее, таким людям больше и не отпущено: "И мы знаем, что так было всегда: Что судьбою больше любим, Кто живёт по законам другим И кому умирать молодым"...
Игорь, спасибо Вам большое за отклик!
Спасибо, Виталий!
Спасибо, милая Лиза!