ЦИТАТА ДНЯ:
Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню, а потому, что люди приходят, исповедуются и причащаются.
azbyka.ru/days/
ГРЕХ ПРОТИВ СВОИХ: Предать можно только своих. Предать могут только свои. Эти две печальные истины – необходимое условие любого предательства во все времена. Но когда речь заходит о поступке Иуды Искариота, мысль все время норовит соскользнуть в одно из двух упрощений.
Либо Иуда – законченный негодяй и стопроцентный мерзавец (но тогда для чего Господь избрал его в число ближайших учеников и три года ходил с ним по городам и весям Израиля, проповедуя Царство Божие?) Либо же Иуда – апостол, на которого Сам Иисус возложил эту тяжелейшую миссию – стать презираемым всеми изменником, давшим Спасителю возможность быть распятым за грех мира (но тогда получается, что Иуда становится едва ли не главным действующим лицом в домостроительстве нашего спасения).
Сознание почему-то отказывается принять мысль, что Иуда был искренен в своем следовании за Христом, но при этом совершил подлость ради денег. Кажется, что такое сочетание невозможно, немыслимо, дико. И все же… Предать могут только свои. Предать можно только своих... Иуда действительно был своим для Христа. Иначе бы Учитель не избрал его в апостолы, не назвал его другом, не предупреждал много раз о том, что знает о его подлом замысле, надеясь отвратить ученика от предательства.
А Иисус действительно был своим для Иуды. Иначе не повесился бы тот от ужаса и отчаяния, когда понял, что натворил, не горевал бы так люто из-за преданной им невинной крови. По чужим так не убиваются даже предатели. В том и состоит кошмарный абсурд предательства, что грех этот против тех, кто готов жизнь свою отдать за тебя. Против тех, ближе кого нет у человека людей на свете. И никакими упрощениями эта противоречивость Иудиного греха не может быть разъяснена. ... В своих богослужебных текстах Церковь и не разъясняет его, а лишь констатирует печальный факт: оказывается, человек все-таки может одновременно быть соратником и лжецом, учеником и доносчиком, другом и диаволом.
«Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися…» «…Аще бо богатство любил еси, почто ко Учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение?»
Эти стихиры Великого Четверга, наверное, понятны даже тем, кто совсем не знает церковно-славянского языка. Если любил богатство – зачем пришел к Учащему о нищете? А если любил Учителя, почему продал Его за тридцать сребреников?
Ответить на эти страшные вопросы вряд ли смог бы и сам Иуда. Но когда в сердце человека борются две любви – к деньгам и ко Христу – одна из них неминуемо должна в итоге победить. Вместе жить они просто не смогут. ТКАЧЕНКО Александр [Link]
Если бы мы узнали, что завтра нам придется умереть, то каждый из нас позаботился бы о том, чтобы на этой земле завершить что-то главное. Все мелкие дела мы бы, скорей всего, оставили: забыли о том, что обои остались недоклеены, никто бы, конечно, в прачечную не пошел и телевизор не стал смотреть, новости слушать. Вот так и Господь, зная, что Ему надлежит умереть, совершил это самое важное – то, ради чего Он и на землю пришел. Он собрал Своих учеников в горнице, которая заранее была приготовлена, чтобы им, по обычаю иудейскому, вкусить пасху. И на этом собрании Он совершил Великую службу: благословил хлеб, преломил, дал Своим ученикам и сказал: «Сие есть Тело Мое». Благословил чашу с вином и сказал: «Сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов». А перед этим Он взял таз с водой, полотенце и умыл ноги ученикам, хотя Петр и сопротивлялся, потому что он не мог вместить того, что Учитель, Которого они так почитают, любят, благоговеют перед Ним, – и вдруг Он будет им ноги умывать. Вот такие два великие дела совершил Господь: умыл ноги ученикам и совершил Евхаристию. Тем самым Он, во-первых, дал образ, как ученики Христовы должны поступать. Почему Господь ноги именно умыл, а не руки, не голову, не шею? Потому что это знак смирения. Попробуем пойти на улицу, первого встречного остановить и сказать: помой мне ноги. Ничего, кроме брани, мы в ответ не услышим, поскольку, чтобы этот акт совершить, надо отложить в сторону свое так называемое человеческое достоинство, нужно иметь большое смирение и любовь. И Господь нам в этом поступке, который Он совершил перед Своей кончиной, показал, как мы должны жить, как мы друг к другу должны относиться... Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. [Link]
Очень важно и нужно еще раз вспомнить о предательстве Иуды. В книге ( автора к сожалению не помню, книга в другой квартире) "Не хотите ли и вы отойти?" автор пишет о том, что, если бы Иуда пришел к Христу и покаялся, то он бы его простил. Но не хватило ему любви и покаяния, отчаяние от совершенного предательсва привело к самоубийству... Спасибо вам, Элис!
Важно, Люся! Мы все почти и почти каждый день Христа предаём - мы, просвещённые светом Евангелия, значит, мы хуже, если не успеем ПО-настоящему покаяться, конечно! Люся, так эти стихи нравятся, но не успела на страстной их разместить... Можно, к Вам процитирую?
"На Страстной" Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла. Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла, И до рассвета и тепла Еще тысячелетье. Еще земля голым-гола, И ей ночами не в чем Раскачивать колокола И вторить с воли певчим.
И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.
А в городе, на небольшом Пространстве, как на сходке, Деревья смотрят нагишом В церковные решетки.
И взгляд их ужасом объят. Понятна их тревога. Сады выходят из оград, Колеблется земли уклад: Они хоронят Бога. И видят свет у царских врат, И черный плат, и свечек ряд, Заплаканные лица — И вдруг навстречу крестный ход Выходит с плащаницей, И две березы у ворот Должны посторониться.
И шествие обходит двор По краю тротуара, И вносит с улицы в притвор Весну, весенний разговор И воздух с привкусом просфор И вешнего угара. И март разбрасывает снег На паперти толпе калек, Как будто вышел Человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал.
И пенье длится до зари, И, нарыдавшись вдосталь, Доходят тише изнутри На пустыри под фонари Псалтирь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только-только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья. 1946
Вот ещё один красивый вариант фото снимка храма благоверного князя Александра! Нравятся и ракурс, и обработка, и тональность! И описание к снимку с интересом прочитала...
Ты не меняешься с теченьем лет. Такой же ты была, когда впервые Тебя я встретил. Три зимы седые Трех пышных лет запорошили след. Три нежные весны сменили цвет На сочный плод и листья огневые, И трижды лес был осенью раздет... А над тобой не властвуют стихии. На циферблате, указав нам час, Покинув цифру, стрелка золотая Чуть движется невидимо для глаз, Так на тебе я лет не замечаю. И если уж закат необходим, - Он был перед рождением твоим! У.Шекспир "Сонет 104."
У тебя хороший вкус, Вера!! Если честно, знаю только один сонет - 90-й, благодаря исполнению А.Б. Хотя и читала мамин сборник сонетов, который до сих пор у меня хранится, но не помню ничего на память... Зато сейчас 90-й псалом царя Давида "на зубок" знаю...
Предать можно только своих. Предать могут только свои.
Эти две печальные истины – необходимое условие любого предательства во все времена. Но когда речь заходит о поступке Иуды Искариота, мысль все время норовит соскользнуть в одно из двух упрощений.
Либо Иуда – законченный негодяй и стопроцентный мерзавец (но тогда для чего Господь избрал его в число ближайших учеников и три года ходил с ним по городам и весям Израиля, проповедуя Царство Божие?)
Либо же Иуда – апостол, на которого Сам Иисус возложил эту тяжелейшую миссию – стать презираемым всеми изменником, давшим Спасителю возможность быть распятым за грех мира (но тогда получается, что Иуда становится едва ли не главным действующим лицом в домостроительстве нашего спасения).
Сознание почему-то отказывается принять мысль, что Иуда был искренен в своем следовании за Христом, но при этом совершил подлость ради денег. Кажется, что такое сочетание невозможно, немыслимо, дико. И все же…
Предать могут только свои. Предать можно только своих...
Иуда действительно был своим для Христа. Иначе бы Учитель не избрал его в апостолы, не назвал его другом, не предупреждал много раз о том, что знает о его подлом замысле, надеясь отвратить ученика от предательства.
А Иисус действительно был своим для Иуды. Иначе не повесился бы тот от ужаса и отчаяния, когда понял, что натворил, не горевал бы так люто из-за преданной им невинной крови. По чужим так не убиваются даже предатели.
В том и состоит кошмарный абсурд предательства, что грех этот против тех, кто готов жизнь свою отдать за тебя. Против тех, ближе кого нет у человека людей на свете.
И никакими упрощениями эта противоречивость Иудиного греха не может быть разъяснена.
... В своих богослужебных текстах Церковь и не разъясняет его, а лишь констатирует печальный факт: оказывается, человек все-таки может одновременно быть соратником и лжецом, учеником и доносчиком, другом и диаволом.
«Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися…»
«…Аще бо богатство любил еси, почто ко Учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение?»
Эти стихиры Великого Четверга, наверное, понятны даже тем, кто совсем не знает церковно-славянского языка. Если любил богатство – зачем пришел к Учащему о нищете? А если любил Учителя, почему продал Его за тридцать сребреников?
Ответить на эти страшные вопросы вряд ли смог бы и сам Иуда. Но когда в сердце человека борются две любви – к деньгам и ко Христу – одна из них неминуемо должна в итоге победить. Вместе жить они просто не смогут.
ТКАЧЕНКО Александр
[Link]
Вот так и Господь, зная, что Ему надлежит умереть, совершил это самое важное – то, ради чего Он и на землю пришел. Он собрал Своих учеников в горнице, которая заранее была приготовлена, чтобы им, по обычаю иудейскому, вкусить пасху. И на этом собрании Он совершил Великую службу: благословил хлеб, преломил, дал Своим ученикам и сказал: «Сие есть Тело Мое». Благословил чашу с вином и сказал: «Сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов». А перед этим Он взял таз с водой, полотенце и умыл ноги ученикам, хотя Петр и сопротивлялся, потому что он не мог вместить того, что Учитель, Которого они так почитают, любят, благоговеют перед Ним, – и вдруг Он будет им ноги умывать.
Вот такие два великие дела совершил Господь: умыл ноги ученикам и совершил Евхаристию. Тем самым Он, во-первых, дал образ, как ученики Христовы должны поступать. Почему Господь ноги именно умыл, а не руки, не голову, не шею? Потому что это знак смирения. Попробуем пойти на улицу, первого встречного остановить и сказать: помой мне ноги. Ничего, кроме брани, мы в ответ не услышим, поскольку, чтобы этот акт совершить, надо отложить в сторону свое так называемое человеческое достоинство, нужно иметь большое смирение и любовь. И Господь нам в этом поступке, который Он совершил перед Своей кончиной, показал, как мы должны жить, как мы друг к другу должны относиться...
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова.
[Link]
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах своих.
Забыты скорби и страданья,
Забыты горе и нужда,
Умолкли стоны и роптанья,
Исчезли зависть и вражда…
БЛАГОДАРЮ, АНАТОЛИЙ!
Спасибо, Андрей!
В книге ( автора к сожалению не помню, книга в другой квартире) "Не хотите ли и вы отойти?" автор пишет о том, что, если бы Иуда пришел к Христу и покаялся, то он бы его простил. Но не хватило ему любви и покаяния, отчаяние от совершенного предательсва привело к самоубийству...
Спасибо вам, Элис!
Люся, так эти стихи нравятся, но не успела на страстной их разместить... Можно, к Вам процитирую?
"На Страстной"
Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.
И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица —
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.
И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.
И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел Человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.
И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтирь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.
1946
Очень приятно!
Рада, что ты снова здесь!
Такой же ты была, когда впервые
Тебя я встретил. Три зимы седые
Трех пышных лет запорошили след.
Три нежные весны сменили цвет
На сочный плод и листья огневые,
И трижды лес был осенью раздет...
А над тобой не властвуют стихии.
На циферблате, указав нам час,
Покинув цифру, стрелка золотая
Чуть движется невидимо для глаз,
Так на тебе я лет не замечаю.
И если уж закат необходим, -
Он был перед рождением твоим!
У.Шекспир "Сонет 104."
Мой любимый сонет...
Если честно, знаю только один сонет - 90-й, благодаря исполнению А.Б. Хотя и читала мамин сборник сонетов, который до сих пор у меня хранится, но не помню ничего на память...
Зато сейчас 90-й псалом царя Давида "на зубок" знаю...
А 90-й сонет - это настоящий крик души...
Какое же это наслаждение читать сонеты в переводе Самуила Маршака...