| Успенский соборИзначально в Тульском кремле была возведена небольшая деревянная церковь – Архангельская, – появившаяся в 1626 году. Каменный храм на её месте построили в 70-80-е годы того же столетия, однако его «первая версия» быстро пришла в негодность. В мае 1762 года был заложен новый храм. Строительство благословил епископ Коломенский и Каширский Порфирий. На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей. Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года. В это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.
Собор освятили в 1766 году, а через год был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. Успенский собор являлся холодным, неотапливаемым храмом, и богослужения в нём проводились только в период от Пасхи до Покрова.Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.
Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.
Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб — двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные. |