Арзамас. Дом с лавками Гостиного ряда (№ 21) и лавка купца Муравина с гостиницей (№ 23)

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 14 ноября 2019 в 12:54
Арзамас. Дом с лавками Гостиного ряда (№ 21) и лавка купца Муравина с гостиницей (№ 23)
Адрес: Арзамас, улица Гостиный ряд, 21 и 23
Строительство: Конец 18 века — дом 21, 1903 год — дом 23
Архитектор: А. С. Плотников — дом 23
Стиль: Образцовый проект, классицизм — дом 21, неоклассицизм — дом 23

«…весьма не мешало бы
иметь в городе одну такую улицу, которая бы вмещала в себе архитектурную летопись».
Н.В. Гоголь

В конце ХVIII в. П. Мерлушкин записал одно из распространенных в то время преданий, согласно которому царь Иван Васильевич Грозный, идя летом 1552 г.с войском под Казань, достиг расположенного в дремучих лесах на берегу Теши большого мордовского поселения. Жители со своими предводителями братьями Арзаем и Масаем встретили царя с покорностью и дарами. Царь объявил свою волю: заложить здесь город.
Общепризнано, что начало городу Арзамасу, как многим русским городам ХVI в., положила военная пограничная крепость. С самого начала своего существования Арзамас сочетал функции пограничной крепости и административного центра большого уезда.
Русские города в прошлом разбивались на части (районы). Часть могла иметь номерное обозначение, отражать географический признак, род занятий жителей, исторические события, фамилии, имена.
Арзамас распадался на две части: первую (Нагорную) и вторую (Нижнюю). Отдельные места и улицы, их названия подсказаны начальной историей города: Пушкарская слобода, Бутырская слобода, улица Стрелецкая.
С географией связаны названия улиц Песочной, Лобковской, Рамзайской.
В честь своих приходских церквей горожане наименовали площади: Соборная, Благовещенская, Троицкая, Спасская, улицы Алексеевская,
Рождественская, Ильинская, Троицкая, Софийский переулок. Отдельные улицы носили фамилии живших на них купцов, которые занимались благотворительностью и снискали уважение земляков, или являлись такими ремесленниками, которыми гордился Арзамас. Таковы улицы Сальниковая, Цыбышева, Скоблинская, Масленков переулок...
В других названиях улиц сразу угадывались постоянные связи Арзамаса с первопрестольной столицей. В нижней части города, возле выездновского моста, пролегали улицы Старо-Московская и Ново-Московская, они и выходили на Московский тракт.
Родная, незабывная! Тут жила гостеприимная родня, добрые соседи и знакомые. Ты, улица, исподволь, в играх учила дружить со сверстниками, уважать и почитать старших, ты сдерживала осудительные порывы, будила интерес к другим улицам, к иным людям. Ты славно воспитывала всеми сторонами своей трудовой и праздничной жизни, поистине созидала человека, поднимала в нем любовь к своей малой родине, к своему народу. Низкий поклон тебе, родная улица!
Улицы города... Кажется, давно знакомые, чем они манят нас? Вот одна из улиц старого Арзамаса Гостиный ряд. Много ли мы знаем о ней?
Гостиный ряд - невелика улочка: спустился с горочки и нет её. Две-три минуты неспешной прогулки - и пройдешь всю. Однако редкому путнику удаётся здесь так быстро прошмыгнуть, ибо вся улица целиком усыпана лавками, говоря по современному, магазинами. А посему походы по Гостиному ряду у иных искателей товара отнимают битый час и поболе. И заведен такой порядок в этом самом месте более трех столетий назад.
Этой улице столько же лет, сколько Арзамасу. Когда-то шла она к воротам арзамасского кремля, поднимаясь по склону тешного холма, продолжала столбовую дорогу из Москвы. Здесь, у Кузнечных ворот острога, сходились главные тракты, а когда в XVII веке образовался единый всероссийский рынок, через Арзамас легли важнейшие торговые пути.
Уже в XVII веке Арзамас стал утрачивать свое первоначальное назначение военного форпоста на рубежах Российского государства. Но стремительно развивался он как торгово-промышленный центр
Это благодаря трудолюбию и смекалке древних арзамасцев и удобному нахождению на перекрестке нескольких важнейших трактов. Сразу на нескольких городских площадях в то время возникли торжища, и на каждой торговали своим товаром. Соединялись площади торговыми рядами. Их тоже было много. На месте нашей улицы позади Никольского монастыря за Настасьинской башней крепости устроился москательный ряд. Здесь можно было купить клея, краски, непищевого масла и прочих товаров, которые ныне мы отнесли бы к бытовой химии и ширпотребу.
Превращению улицы в тот Гостиный ряд, к какому мы привыкли, способствовал, в некотором смысле, страшный пожар 1726 года. Пострадали многие храмы и дома. Сгорела и крепостная стена. Ее за ненадобностью не стали восстанавливать, а со временем и крепостные рвы заровняли.
Антиохийский архидьякон Павел Алеппский, в то время посетивший Россию, отметил, что в русских городах не было объездных дорог за городом, и та дорога, что шла через него, соединила важнейшие пути и становилась главной улицей. Добавим, улица эта, как правило, была торговой, ведь от удачного расположения зависели результаты торговли. Образованию в этом месте Арзамаса обширного торга, способствовало еще и то, что здесь неудобно было строить жилые дома с усадьбами, место было низкое, в русле речки Сорока.
По мере того, как расширялась торговля, распространялись торговые ряды. И к XVIII веку их насчитывалось уже более десяти: Красный, Москательный, Гостиный, Сенной, Хомутинный, Рогозинный, Рукавишный, Сапожный, Лесной, Калашный, Икорный, Рыбный и т. д. Все ряды заключались в деревянных лавках, амбарах, шалашах, полках и, естественно, были недолговечными сооружениями.
Самое старое здание Гостиного ряда, сохранившееся до сих пор, — кирпичный дом посадского человека (дом № 7) был построен в 1727 году, и с него началась каменная, более основательная застройка улицы. Можно с уверенностью сказать, что это самый старинный гражданский памятник Арзамаса.
В его облике отразились архитектурные черты того времени, эпохи царствования Петра I и его нововведений и указов. Этот дом непосредственно связан с указом императора, запрещавшим строить каменные здания в провинции на время с 1714 по 1724 год. Все силы каменщиков и средства были брошены на строительство новой столицы – Санкт-Петербурга. Строили посадский дом на торгу Арзамаса, видимо, те же строители, что в 1727 году возвели в Выездной Казачьей слободе колокольню при церкви Рождества Богородицы. Их рука угадывается по одним и тем же кирпичным тесаным деталям, наличникам и карнизам.
Но один дом еще не улица, и после 1767 года появляется второй каменный дом торгового человека (дом N° 13), который также сейчас сохраняется, и еще появляются три каменных лавки, не сохранившиеся до нашего времени. Их первыми владельцами были крупные купцы, именитые люди города: Афанасий Кочешков, Фаветья Цыбышева, Василий Рукавишников, Иван Сторожев, Анна Шевякова.
Первые пять каменных домов и. окружавшие их со всех сторон деревянные лавки дали улице приблизительно то же направление, что существует и сейчас. Прямые красные линии ее появились только на проекте перепланировки Арзамаса, созданном в Нижнем Новгороде в 1782 году.
Но сначала был составлен в Санкт-Петербурге в 1779 году первый эскиз плана города, где обозначена пробивка торговой улицы совсем по другую сторону, ближе в Старой Хлебной площади, где стоит Благовещенская церковь. Улица по этому плану попала в самое русло Сороки и из-за этой и многих других несоответствий с натурой пришлось отклонить этот уже «конфирмованный» императрицей Екатериной II в 1781 году план регулярного переоборудования города.
Как правило, ко всем планам такого рода прикладывались «образцовые» типовые проекты жилых и гражданских зданий для применения их при реконструкции. По одному из таких «образцовых» проектов в 1780— 90-е годы были построены большие корпуса с лавками в первом этаже и жилыми комнатами наверху, из которых сейчас сохранилось четыре (дома №№ 1, 3, 19—21 и дом Афанасия Кочешкова рядом с магистратом. С этих домов начинается сплошная застройка улицы, где небольшие и довольно крупные здания оказались тесно прижатыми друг к другу.
С появлением кирпичных лавок все более вытесняются деревянные, и вся улица оформляется однотипными зданиями со сквозной галереей по первому этажу. Менялись стили в архитектуре, на смену барокко пришел классицизм, а проект «образцового» фасада дома с лавкою оставался для Арзамаса неизменным. Дело в том, что проект предусматривал только один уличный фасад, а дворовый оставлялся «на волю хозяев».
Вообще, имен архитекторов, строивших Гостиную улицу и торговые ряды, можно сказать, не сохранилось. Исключение составляют два имени: арзамасский городской архитектор Семен Соколов и гражданский строитель А. С. Плотников. Первый оформил фасады крупных корпусов Гостиного, Сенного и Мучного рядов аркадами с, портиками и фронтонами, перестраивал гостиницу, братьев Подсосовых в 1823—-1829 годы, будучи назначенным в Арзамас после огромного пожара, поглотившего нижнюю часть города. А второй сочинил проект одного из самых последних зданий по улице — лавки купца Муравина, пожелавшего иметь уменьшенную копию нижегородской Городской Думы, что видно на этом здании и сейчас (дом № 23).
Это породило удивительное смешение стилей. Глаз архитектора отыщет в Гостином ряду четкие формы классицизма, элементы барокко и модерн. Однако до нас улица дошла далеко не в своем первозданном виде. Прежде по обеим сторонам ряда фасады украшали открытые галереи—аркады. Но на рубеже XIX-XX веков хозяева в целях расширения торговых площадей заложили эти галереи кирпичом.
В гораздо более позднее время разломаны были аттики на некоторых крышах. И уж совсем недавно с восточного фасада древнего дома № 7 пропали изразцы лубочных картин с соловьем-разбойником и Александром Македонским.
Кроме архитекторов нужно назвать имена людей, чья крепкая рука и надзор позволили в короткий срок превратить хаотично застроенный деревянными постройками кривой проезд в стройную «улицу-коридор», которой гордился город конца XVIII—начала XIX веков. Сначала городничий Ананьин, а затем сменивший его в 1793 году Данила Юрлов следили за выдачей «владенных указов», «билетов» на застройку. Когда решался вопрос о строительстве в Арзамасе Гостинного двора, городничий Юрлов определил строить Гостинный ряд в две линии, оставив тем самым в качестве главного торгового места в городе торговую улицу с галереями. Выдачей выкопировок из генплана, «привязкой» типовых фасадов к месту владельца ведали несколько землемеров, имена которых чертежах: Егор Михайлов, Иван Орлов, Петр Грачев, Петр Дронов. Их силами создавалось общее лицо улицы и всего города, нет, к сожалению, ни одного имени строителей — каменщиков, штукатуров, кровельщиков, благодаря высокому качеству работ которых возводились крепкие здания на сложном рельефе, на спуске горы усохраняются доныне дома Гостиной улицы.
Есть время и есть безвременье — так говорили миру еще древние мудрецы. Вот и Арзамас пережил свой "Золотой век" (1775—1850 г.г.) затем "Век серебряный» (1851 — 1885 г. г.) и, наконец,"Арзамасское лихолетье" в последние пятнадцать лет XIX века.
Арзамас в XVII веке, вошел в экономику Руси. Кроме сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки то, стал приносить Москве одну из главных статей государственного дохода — поташ, столь необходимый тогда при изготовлении стекла, мыла и окраски тканей?
Родственник царя Алексея Михайловича Б. И. Морозов имел в Арзамасском уезде обширные лесные владения, он-то и устроил "будные станы" для производства поташа из древесной золы.
Видной статьей доходов арзамасцев в первое время был бобровый промысел и бортничество — мед доставляла мордва вначале на Макарьевскую, а потом и на Нижегородскую ярмарку.
При начальном обилии лесов арзамасцы много делали деревянной посуды. Из таможенной книги Москвы видно, что только за февраль и март 1694 года они привезли много ложек, мис, ковшей, бочонков, а кроме того, кожу, меха, краску, хмель.
Но арзамасцы известны и другим. В обширной провинции, в западной ее части, в районе Выксунских мест, дымили чугунные заводы именитых купцов Цыбышевых, завод И. И. Белянинова, работал и железоделательный завод в селе Никольском унтер-офицера флота князя Петра Черкасского.
В начале "Золотого века» в Арзамасекожевенных заводов -14, скорняжных мастерских – 10, мыльных заводов – 4, салотопных – 2, кирпичных- 7
Расцветали в конце XVIII — первой половине XIX века и различные ремесла иконостасное, чеканное, ювелирное, множилось число мастеров иконного письма, в женских монастырях готовилось много золотного шитья, кружев.
О промышленной и торговой деятельности арзамасцев историк Н. М. Щегольков писал, что в городе и подгородной Выездной слободе работало до ста кожевенных заводов, скорняки выделывали до двух миллионов шкурок различных пушных зверьков и овчины. Огромное число рогатого скота и баранов закупалось в Приуралье и все это перерабатывалось, приносило хорошие доходы. Скупка и продажа в огромных количествах домотканого холста, рыбы, икры, лесных орехов... Это в "Золотой век" родилась в Москве долго ходившая поговорка: "Один глаз на нас, а другой на Арзамас."
В город свозилось столь много льняного масла, что от цен, что формировались здесь зависели цены и по всей России. Про арзамасского купца были сказаны и такие завидные слова: "Арзамасец ста товарам цену знает». Это от Москвы, Дона и до Ирбита...
Но расцвет скоро сменился запустением. Как писал историк города купец Н. М. Щегольков: «опустели и поросли быльем все сходившиеся в Арзамасе тракты... Дошло до того, что появление на базаре или в Гостином ряду приезжего человека становилось событием».
С 1872 года начинаются переделки торговых лавок. Владельцы, стремясь увеличить площадь помещений, выламывали стены и переносили их в арки галереи. Так постепенно исчезли главные отличительные черты улицы: И сейчас трудно в неказистых и плохо оштукатуренных зданиях узнать памятники архитектуры XVIII и XIX веков.
Архитектурное лицо главной улицы Арзамаса, его «разнокалиберная архитектура» складывались на протяжении двухсот лет. Последнее здание — лабаз купца Мунина был построен в 1923 году. А в основном улица получила законченный вид в пору «золотого века».
Арзамаса с середины XVIII по середину XIX века и отображает тот расцвет торговли, ремесел, строительного дела, культуры и искусства, что получил развитие в небывалых масштабах в городе. Кстати сказать, ни одно событие в жизни Арзамаса не прошло мимо торговой улицы.
Многие прославленные арзамасцы владели лавками в рядах: братья Лысковцевы — мастера медного дела, промышленники Цыбышевы — тут собрана вся родословная купечества Арзамаса. Одна из страниц детства художника А. В. Ступина связана с мелочной лавкой его приемной матери, в которой он пробыл, правда, недолго.
В Гостинном ряду торговали городское купечество и монастыри, даже некоторые церковные приходы города владели здесь лавками и сдавали их в аренду торговцам, извлекая из этого немалую выгоду.
Но не только лавки и гостиницы размещались в Гостином ряду. В одном из домов в нижней части улицы три комнаты на втором этаже с XIX века занимал общественный банк. Здесь же располагались рождественские приходские женское и мужское училища. В здании по соседству в семи комнатах размещалась городская управа. Тут же заседала городская Дума.
А уж каких только купцов и товаров за более чем двухсотлетнюю историю здесь не водилось, и сколько покупателей перебывало в этих лавках-магазинах—сейчас и представить трудно.
3 ноября 1918 года новые власти Арзамаса переименовали улицы, "...имеющие империалистическое название или связанные с таковыми, или носящие название имени купцов".
Улица Гостинный ряд была переименована в Кооперативную. Новое название улицы продолжало отражать ее назначение. В 90-е годы прошлого столетия улице вернули ее прежнее название Гостинный ряд.
Сегодня, чтобы оценить древность Гостиного ряда, вовсе не обязательно разбираться в тонкостях архитектурных стилей, ибо ветхое их состояние вполне наглядно открывается неподготовленному обывательскому взгляду. И одного такого взгляда достаточно, чтобы понять, что улица требует реставрации.
- На рубеже 80-90 годов прошлого столетия была попытка заняться реконструкцией Гостиного ряда, — рассказывает главный архитектор города А. Столяренко.
— Тогда были другие финансовые возможности для таких работ и заинтересованность в этом была. Но ситуация быстро изменилась, и возможность была упущена. Чтобы серьезно заняться реконструкцией зданий, необходимы весьма недешевые изыскания. Без серьезного научного подхода мы рискуем навредить историческим строениям, а то и просто их разрушить.
Гостиный ряд—это уникальный памятник, представляющий ' собой торговые ряды на рельефе. Другого такого ансамбля нет нигде—ни в России, ни в Европе. Это изюминка Арзамаса, по своей ценности сопоставимая с Воскресенским собором. В силу своего рельефа, короткой длины и бурлящей жизни улица не очень располагает к неспешным прогулкам в задумчивости. Здесь иной ритм. Идешь, а навстречу масса прохожих, большая часть которых с озабоченным видом ныряет из магазина в магазин. Но к вечеру суетящееся многолюдье куда-то быстро улетучивается.
Гостиный ряд—это не только сплошные магазины. Каждое здание здесь к тому же памятник архитектуры, охраняемый (хоть и весьма скверно) государством. Да и сама улица - настоящий памятник, насквозь пропитанный историей, духом Золотого века Арзамаса с его оборотистым и размашистым купечеством. А современное его состояние свидетельствует о сегодняшней странице в истории города и о нынешних купцах в том числе.

[Link]
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Уфа
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Курск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Pleven
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Пятигорск