Нижний Новгород. Торговый дом С. М. Рукавишникова
 
+83
Фото нравится: +83

 

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 23 октября 2019 в 23:49
Нижний Новгород. Торговый дом С. М. Рукавишникова
Адрес: Нижний Новгород, Нижневолжская набережная, 11
Строительство: 1911-1914 годы
Архитектор: Фёдор Осипович Шехтель
Стиль: Модерн

Построен по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля в 1911-1914 годах. Академик архитектуры Фёдор Осипович Шехтель прекрасно адаптировал свои здания к конкретной градостроительной ситуации. Если банк Рукавишникова (улица Рождественская, 23) автор решил в рациональном модерне, не акцентируя силуэт, то Торговый дом Рукавишникова, наоборот, обладает ярко выраженным силуэтом и крупным масштабом, что связано с восприятием его речного фасада с акваторией Волги. Большой мастер архитектуры модерна привнёс в архитектуру торгово-деловой части города — Нижегородского Сити 19-начала 20 веков — определённые черты столичности.
Торговый дом Рукавишникова относится к уникальным произведениям позднего историзирующего модерна в России и в Нижнем Новгороде. Крупное четырёхэтажное здание расположено в квартале между улицей Рождественской и Нижневолжской набережной (напротив здания банка рукавишникова, с которым оно соединялось дворовым служебным корпусом). Архитектурное решение здания вызывает ассоциации с готикой и позволяет придать позднему модерну особую выразительность. Высокие всплески треугольных фронтонов крыш дополняются стремительными линиями вертикальных гранёных пилонов, завершенных остроконечными миниатюрными шатрами-пинаклями. Здесь удачно сочетаются рационализм зрелого творчества мастера и романтизм его раннего периода.
Зодчий создал фасад большой художественной выразительности. Это лишь стилевая ассоциация с готикой, которая помогла автору выявить каркасную структуру здания. Готика вообще близка к каркасным системам. Её образный строй созвучен человеческому стремлению к прекрасному. Усложнение вертикалей создает сильный мотив, вызывающий ассоциации с мощным звучанием органа. Этот приём помогает воспринять образ сооружения как некое музыкальное произведение. Ярко выраженный силуэт и высокие треугольные фронтоны, прорезанные узкими вибрирующими вертикалями, вкупе создают своего рода мощные аккорды, которые работают на обширное окружающее пространство. В нижнем этаже присутствуют огромные окна-витрины; на последующих этажах окна уменьшаются в размерах, членятся простенками на более узкие, а на верхних — закансиваются узкими проёмами-щелями. Стремительные вертикали придают зданию особую музыкальность и живописность. В данном случае это не прямое копировние готических сооружений средних веков, здесь нет характерных заимствованных форм: стрельчатых окон и сводов, шатровых башен, цветных витражей и рельефной орнаментальной резьбы, но есть живописная своеобразная композиция, созданная фантазией автора на тему готики. Пространственно-планировочное решение вполне логично связано с использованием каркаса. Центром объёмно-пространственной композиции является двухсветное зальное пространство, опоясанное антресольным этажом-балконом. Здание относится к позднему историзирующему модерну, который готовил переход к ретроспективизму 1910-х годов.
По идее застройщиков, здесь должны были разместиться торгово-банковские предприятия и, возможно, нижегородская товарная биржа, поскольку в здании собственно биржи уже не хватало места — слишком быстро росло количество торговых операций. Но Первая мировая война изменила судьбу дома: в сентябре 1915 года в него въехала эвакуированная швейная мастерская, прежде работавшая при Варшавской военной тюрьме. Так впервые на нижегородской земле «получили прописку» профессиональные портные, впоследствии составившие конкуренцию кустарям, издавна славившимся своими изделиями. Но это было позднее, а тогда, в военное время, единственными изделиями мастерской были так наобходимые фронту шинели, гимнастерки, солдатское белье и т. д.
Военный профиль фабрики оказался решающим при выборе имени для неё: после революции, продолжая работать на нужды уже новой армии, она стала именоваться «Швейная фабрика имени Красной Армии и Флота». Тогда она подчинялась Нижегородскому Губернскому Совнархозу (НГСНХ) треста Нижшвейпрома с синдикатом в москве. С 1918 года рабочие фабрики были объединены в профсоюз «Игла», затем в профсоюз работников лёгкой промышленности.
С 1923 года фабрику перепрофилировали на пошив спецодежды для нужд рабочего класса: она стала Швейной фабрикой № 1 имени Красной Армии и Флота Нижегорожского объединённого управления Швейпрома Нижгуб СНХ.
В 1927 году фабрика перешла на централизованную форму раскроя и обслуживала кроем швейные предприятия всего Нижегородского края. Серьезной реконструкции фабрика подверглась в начале 1930 годов, тогда несколько ее цехов выделились в самостоятельные предприятия: Швейную фабрику №2 имени Жданова, Швейно-закройную фабрику № 3, Швейную фабрику № 4 «Комсосолка» и другие. Сама же фабрика № 1 перешла на пошив женской верхней одежды. Вскоре изменилась и её подчиненность: с 1938 года она стала относиться к Управлению Горлегкопрома Министерства лёгкой промышленности СССР.
В годы Великой отечественной войны работникам фабрики пришлось вспомнить свою военную специализацию и обеспечивать ограмные требования фронта. Многие сотрудники фабрики явили пример настоящего трудового подвига, буквально днюя и ночуя на своих рабочих местах. После Победы фабрика вернулась к пошиву женской одежды, перейдя в 1949 году в подчинение к Главшвейпрому Министерства лёгкой промышленности СССР, а с 1957 года — к Управлению лёгкой промышленности ГСНХ.
В соответствии с распоряжением Совнархоза от 15 02 1963 года из Управления лёгкой промышленности выделилось в самостоятельное Управление швейной промышленности, и фабрика стала подчиняться именно ему. Постановлением СНХ от 22 01 1964 года на базе швейных фабрик № 1 , 3 и 6 была создана фирма «Производственное объединение «Маяк», вскоре сделавшаяся знаменитой. Название было символичным: здание фабрики, выделяясь на берегу превосходно видно с акватории.
К сожалению, этот памятник архитектуры федерального значения закрыт для нижегородцев и гостей города, хотя организация внутреннего пространства также весьма интересна.

О. В. Орельская, С. В. Петряев: Улица Рождественская — энциклопедия архитектурных стилей. Нижний Новгород ООО «БегемотНН», 2016. Стр. 195-198.
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Усть-Кут
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Varna
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Краснодар
 ()
Фотограф Звездный
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Омск