Свято-Троицкая Сергиева лавра. Храм Рождества Иоанна Предтечи

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 13 декабря 2017 в 14:00
Свято-Троицкая Сергиева лавра. Храм Рождества Иоанна Предтечи
Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра
Строительство: 1693-1699 годы
Стиль: Строгановское барокко

Надвратный Иоанно-Предтеченский храм построен у восточной монастырской стены, где прежде, до перенесения в XVI в. стены далее к востоку, располагались Святые Врата.
Xрам был возведен в 1693-1699 гг. из кирпича на месте разобранной надвратной церкви (1513 г.) во имя преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесен в только что отстроенную тогда церковь с Трапезной палатой.
Прежняя каменная Сергиевская церковь (1513 г.) была сооружена в тот период, когда крепостная стена была еще деревянной. После того как ограда была отстроена в камне, церковь преподобного Сергия, а вслед за ней и построенная на ее месте Предтеченская, оказалась внутри монастыря - потому как линия каменной стены была отнесена на восток от линии прежней деревянной на несколько метров. Над новым входом в обитель построили Красную башню.
В грамоте Патриарха Адриана от 10 сентября 1693 г. указывалось, чтобы «верх бы на той церкви был против прочих церквей, а не шатровый и олтарь... круглой тройной».
Нижний ярус Предтеченского храма прорезан аркой проездных ворот. Именно эту, «особую», арку и было принято в обители именовать Святыми Вратами.
После освящения в честь Преподобного Сергия Трапезной церкви, Надвратная церковь получила новое имя: церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Строилась она на деньги «именитого человека», купца и мецената Г.Д. Строганова (1656-1715).
Многие элементы декора церкви напоминают убранство Трапезной. Но акцент сделан на восьмигранные окна: вертикальные — в стенах храма и горизонтальные — в крытой галерее, его окружающей.
Постаментом церкви является массивный куб с высокой аркой для входа в монастырь, поднимающий ее на уровень крепостной стены. Небольшой по размерам храм (6,5 x 7,8 м) сильно вытянут по вертикали (высота до верхней части свода центрального барабана более 22 м), но галерея, окружающая его и слитая воедино с арочным основанием, придает гармонию его пропорциям.
«Четверик» храма высоко возносит центральный купол, поставленный на постамент и окруженный четырьмя другими куполами. Боковые купола были разобраны в 1806 г. — как тогда считали, «для лутшей соразмерности с небольшою величиною церкви» (Голубинский Е.Е). В таком виде храм простоял более 160 лет. Увенчанный одной небольшой главой, он напоминал башенное сооружение и при взгляде с Красногорской площади почти сливался с Красной башней.
Пятиглавие было восстановлено в 1974 г. во время реставрационных работ под руководством В.И. Балдина. Пять куполов, вырастающие из основного объема и составляющие компактную группу, вернули храму торжественность, соответствующую главному входу, вновь связали его композиционно с пятью главами соседнего Успенского собора.
Золоченые главки имеют сложную, многогранную форму, типичную для стиля барокко. Выразительные и стройные барабаны опоясаны рядами колонн с пышными капителями. Их особенностью являются ложные окна, зрительно «облегчающие» завершение церкви. Трехчастные апсиды, упомянутые в грамоте Патриарха Адриана, первоначально находились в раскрытом пространстве галереи. В настоящее время галерея с восточной, южной и частично с северной стороны застеклена. В северо-восточном углу галереи сохранилась самая древняя в монастыре изразцовая печь XVII в.
Декоративное убранство Надвратной церкви имеет много общего с Трапезным храмом. Полуколонны коринфского ордера сгруппированы на углах, на стенах же и на барабанах под куполами они как бы «подвешены», полностью утратили опорную функцию. Тождественностью с Трапезной церковью характеризуются многопрофильные карнизы и огромные полуциркульные раковины-розетки.
Как и прочие архитектурные сооружения конца XVII в., стены Надвратной церкви, возможно, первоначально также были многоцветно расписаны «в шахмат», виноградными лозами на колоннах. Пожар 1746 г. уничтожил всю утварь и украшения храма. При восстановлении его внешний облик приобрел еще более нарядный вид. Кроме разноцветной покраски, капители колонн и раковины были покрыты червонным золотом, а купола получили модные рифленые очертания. Яркая и оригинальная постройка виднелась издалека и указывала на великолепие монастырского ансамбля
Небольшое внутреннее пространство храма имеет прекрасное освещение за счет множества окон и двухъярусного светового центрального барабана. Его первоначальная отделка поражала современников великолепием. Стены, как и в Трапезном храме, покрывала ярко раскрашенная лепнина (не сохранилась).
Живопись поновлялась несколько раз, а в 1872 г. весь храм был отделан заново.
После открытия монастыря в 1946 г. в церкви на месте уничтоженного иконостаса XVIII в. в 1948 году установлен золоченый резной иконостас первой трети XIX в. в стиле ампир.
Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. В росписях стен преобладают сюжеты из жития святого Иоанна Предтечи и многочисленные изображения библейских пророков.
Богослужения в Предтеченском храме совершаются в дни памяти Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Исповедь в Иоанно-Предтеченском надвратном храме совершается по будням с 6:20 до 9:00, в воскресные и праздничные дни - с 5:30 до 7:30 и с 8:30 до 9:00.

[Link]
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
фотограф,... Омск
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
супер-пупер... Лыткарино
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва