Ярославль. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 8 сентября 2015 в 12:36
Ярославль. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове
Адрес: 2-я Закоторосльная набережная, 69
Годы строительства: 1671-1687
Стиль: Ярославское зодчество

Церковь Великого Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, построенная в 1671-1687 гг. на живописном берегу реки Которосль в бывшей Толчковской слободе Ярославля, - один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры. Как объект исторического и культурного наследия федерального значения, она входит в состав Ярославского музея-заповедника и находится под охраной ЮНЕСКО.
Давным-давно в месте слияния двух рек – Векса и Устье, откуда берет свое начало река Которосль, было большое предместье города Ярославля - Толчковская слобода. Жили здесь в основном кожевенники, немало было зажиточных купцов. Построили они всем миром в 1665 году Вознесенскую церковь, но мала она стала для толчковского прихода. Вот и было решено построить новый храм, да такой, чтобы не было в Ярославле подобного по красоте и роскоши. В 1671 году ростовский митрополит Иона Сысоевич дал разрешение на строительство храма в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: один – во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; другой - во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.
Шестнадцать лет шло строительство храма. Сначала были построены три кирпичных завода, которые изготавливали особый, лекальный кирпич сложной формы. Рядом с заводскими цехами велось строительство церкви Иоанна Предтечи. Это был четырехстолпный пятиглавый храм с тремя крытыми галереями. Высота его достигала 44 метров. Оба придела были выполнены одинаковой высоты с основным кубом. Вместо обычных куполов были выполнены изящные пятиглавия, венчающие и основной объем, и приделы. В этом и состояла изюминка нового храма. Получился грандиозный по своим размерам и единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор.
Кирпичные стены церкви были усеяны изразцовыми вставками, что создавало впечатление затейливого ковра. В солнечную погоду храм сиял, как будто усыпанный алмазами. Росписи внутри храма тоже шикарные. Всё внутреннее пространство занято фресками — на стенах, столпах, сводах, галереях несколько тысяч сюжетов на религиозные темы. В росписи представлено множество сюжетов из Ветхого и Нового завета, из истории русской православной церкви, из жития святых. По количеству сюжетных картин храм не имеет себе равных в мире. 16 лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева Плеханова, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева занимались его росписью. Главная достопримечательность росписи – «церковный календарь». В пяти нижних ярусах трех стен последовательно по месяцам и дням изображены святые и праздники в их честь. Все фигуры святых выписаны тщательно и с особым старанием. Ни одна из фигур не повторяется.
Восхищают царские врата, пожертвованные казанскими благотворителями для придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Деревянная резьба с позолотой на цветной подложке выполнена ювелирно, напоминая изящество китайских мастеров. Великолепен так же шестиярусный иконостас, сооруженный в храме ярославскими резчиками по дереву. Огромную ценность представляли иконы храма, многие из которых были намного древнее самого храма. Наиболее известной и почитаемой была храмовая икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богато осыпанная драгоценностями: жемчугом, гранатами и другими драгоценными камнями, древнего греческого письма, она почиталась как чудотворная. Замечательна икона Вознесения Господня, очень интересна икона «Символ веры». Почитались здесь и иконы Федоровской Богоматери и Страстей Господних, в которых были заключены частички мощей святых.
Одновременно с храмом были построены Святые ворота, удачно расположенные по центральной оси собора. Основание ворот - четверик с широким арочным проходом, предназначенным для торжественных церковных шествий. На четверике установлен восьмерик, прорезанный высокими проемами. На нем возвышается еще один восьмерик, меньших размеров, увенчанный главкой с крестом. В стороне от храма построена столпообразная ярусная колокольня, каждый ярус которой вторит построению церкви Иоанна Предтечи. Благодаря этому между двумя этими сооружениями существует неразрывное ансамблевое единство. 4 верхних яруса колокольни прорезаны арками звона. Широкий карниз третьего яруса, проемы арок и декоративные башенки, щедро украшены ковровым белокаменным узором. Высота колокольни – 45 метров, что соразмерно высоте центральной главы церкви.
Кроме храма, колокольни и Святых ворот в храмовый ансамбль входит храмовая ограда, частично разобранная в советское время при строительстве соседнего лакокрасочного комбината. Вся эта сказочная красота очень впечатляет!

[Link]
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Тбилиси
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
. Мурманск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Бронницы
 ()
Фотолюбитель Химки
 ()
Фотолюбитель Тула
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Новосибирск