|
Святые дниОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ - 14 января (1 января по с.ст.) *** «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» *** (Евангелие от Луки, 2:21) ************************************************************************** В этот же день, день памяти учителя Церкви святителя ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО. |
Дата публикации: 14 января 2021 |
Фото нравится: +73 |
Иисус Христос подчинялся не только обрезанию, но и прочим предписаниям и постановлениям иудейского закона. Во-первых, чтобы через это даровать нам усыновление Господу, во-вторых, приняв обрезание, Христос был причислен к грешному роду человеческому, воспринял на Себя все грехи людей, чтобы избавить их от греха, проклятия и смерти.
"Как видим, Единородный Сын Божий, Иисус Христос, равный Богу Отцу в величии, силе и славе, благоволил вступить через обрезание в число избранного народа Божия. Если бы воплощенный Сын Божий не подчинился обряду обрезания, то Он не мог бы быть в обществе избранного народа еврейского, не мог бы входить ни в храм, ни в синагогу, не мог бы иметь нравственного влияния на народ и, наконец, не мог быть признан Мессией никем из народа иудейского. Так Сын Божий, будучи равен Богу Отцу, в Своей человеческой природе служил Ему как раб", - пояснил настоятель Лавры.
И добавил: "Его человеческая воля совершенно подчинялась всесвятой Божественной воле. Он явился на землю не в величии и славе, обладающий всеми совершенствами как Сын Божий, но родился беспомощным младенцем, сокрыв в Себе до времени все сокровища премудрости и всеведения, которые Он принес с Собою. Затем он был отроком, юношей и, наконец, зрелым мужем. Пройдя Сам все возрасты человеческой жизни, Иисус Христос освятил их собственным примером, оставив нам высочайший образец для подражания. Он, Спаситель, знает и слабости, присущие каждому возрасту, поэтому может сострадать каждому из нас в наших немощах. Сам Господь принял человеческую природу, чтобы спасти все человечество, всех людей, живших во все времена, от греха, проклятия и смерти, освободить их от власти диавола и сделать наследниками вечного Царства Небесного".
Поэтому этот праздник велик и радостен. "Он – свидетельство Господа о том, что всякий возраст Спаситель приемлет в благоволении к каждому из нас грешных, только бы мы ходили в завете и в заповедях Его. И чем раньше мы придем к Господу на служение, тем счастливее мы, потому что избежим многих грехов, многих страданий и будем ходить во Свете. И в праздник Обрезания Господнего мы вновь и вновь взираем на старца Симеона и вспоминаем слова: не мы сохраняем Церковь, не мы храним все эти тайны, а Господь держит нас, Господь совершает все для нас, ибо Бог не нуждается в наших приношениях, а мы нуждаемся в общении с Богом. И только в храме, Доме Отца Небесного, мы черпаем живую воду, от которой "не будем жаждать вовек" пить, но всегда будем жаждать пребывать в этой истинности любви и учения Господа", - подчеркнул в завершение митрополит Павел....
(храм в честь иконы Божией Матери "ВСЕЦАРИЦА" Выборгской епархии).
[Link]
В житии святителя Василия Великого открытий хватит на несколько непохожих друг на друга людей. Кажется, что он прожил несколько судеб. Вся его жизнь на виду: он всегда был окружен очень образованными людьми, со всеми состоял в переписке, несколько гениальных современников оставили о нем воспоминания. Но все-таки дело не только в большом количестве свидетелей.
Разные места и служения, на которые Василий Великий по воле Божией попадал, выявляли в нем самые разные таланты. Он и аскет, и оратор, и церковный лидер, и благотворитель, и богослов. Слова его проповеди, по рассказу прп. Ефрема Сирина, имели вид огня. А люди вокруг него собирались, скреплялись в одном деле, как хороший хор. И за каждым из определений, даваемых свт. Василию, годы жизни и многочисленные дела.
Как один все это может связать в себе и вынести? Подсказку, кажется, дают письма самого свт. Василия. Его современники пишут весьма затейливо, а он отвечает остроумно и просто. Это письма легкого и открытого человека. И так, наверное, он и совершал свои великие труды – легкою рукою. Послушно отзывался на Божий призыв. И в жизнь вокруг себя вносил особую гармонию отзывчивости. Любовь. Точнее слова, кажется, нет.
"Иди, сын твой жив":
Когда знаменитого мудреца древности Солона спросили о том, как воспитать добродетельного человека, он ответил: "Родить его в добродетельном государстве". Ответ хороший, только вот с подходящим государством часто возникают проблемы...
Провинцию Каппадокия, в которой появился на свет будущий святитель Василий Великий, как и всю Византийскую империю в IV веке, лихорадило. Константин Великий умер. Созданное им православное государство возмущали еретики. "Молодое вино христианства еще бродило в старых мехах язычества", – пишет английский историк Ф. Фаррар. О вере рассуждали цари, солдаты, монахи. Любая торговка на рынке уверенно бралась истолковать самые трудные места Св. Писания. Споры богословов напоминали сражения в темноте, потому что противники не понимали друг друга. Власть то и дело оглядывалась на забытых было идолов, и злодейства творились с большим размахом. Так, по словам Фаррара, префект Модест, начальник императорской гвардии, однажды приказал сжечь корабль с восьмьюдесятью епископами...
Но история показывает, что крепкая семья может воспитать ребенка и в слабом, и даже во враждебном добру государстве. Правда, семья должна быть особенная. А будущий святитель Василий родился в особенной семье...
..................................................................................................................................
Вот еще один случай, рассказанный святителем Димитрием Ростовским. Жила в Кесарии богатая и знатная вдова, которая совершенно поработила себя блудной страсти. Бог все-таки коснулся своею благодатью и ее сердца; женщина стала раскаиваться и оплакивать свои падения. Без пощады к себе вспомнила и записала она все, что сделала от юности и до старости. В конце к списку прибавила какой-то особенно мучивший ее совесть грех...
Придя в церковь, она припала к ногам святого Василия и просила очистить ее своей молитвой.
Всю ночь молился о ней святой, а утром вернул женщине ее записи со словами: "Никто не может прощать грехи, кроме одного Бога". Развернув список, она увидела, что все ее беззакония изглажены, кроме тяжелейшего, записанного последним. С ужасом пала женщина на колени перед святителем и, рыдая, умоляла помочь ей очистить и этот грех. Святитель со слезами жалости отвечал: "Встань, женщина, я сам человек грешный и нуждаюсь в прощении. Тот же, Кто очистил другие твои грехи, может отпустить тебе и этот. Живи оставшуюся жизнь честно и, не отступая, умоляй Господа о помиловании. И вот что я тебе советую: ступай в пустыню, найди там инока Ефрема, попроси и его молитв".
Вдова, проделав огромный путь, нашла преподобного Ефрема Сирина, однако тот ей сказал: "Кто смог отмолить тебе многие твои грехи, в силах отмолить и этот один. Но только поторопись, чтобы застать его в живых..."
Несчастная женщина, которую так торопил прп. Ефрем, пришла в Кесарию в тот момент, когда тело святого Василия несли к погребению. Она бросилась к процессии и в отчаянии стала кричать на святого Василия, как на живого: "Горе мне, святитель Божий! Пусть увидит Бог и рассудит между мной и тобой в том, что ты в силах был помочь мне, а отослал к другому!"
И громко рассказав всем о своем горе, она швырнула свой покаянный свиток поверх тела святого. Один из клириков взял его, чтобы посмотреть, что там такое написано.
– Чего ты раскричалась? – сказал он женщине. – Тут ведь нет ни слова.
(Андрей Кульба)
По материалам: [Link]
СТАТЬЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЕЙШАЯ, НО ВСЮ ЗДЕСЬ ОПУБЛИКОВАТЬ НЕ ПОЛУЧИТСЯ К СОЖАЛЕНИЮ...
ПРОЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ МОЖНО ЗДЕСЬ:
[Link]
Серёж, сейчас только что прочитала золотые слова Василия Великого (по ссылке в моём комментарии):
" Дошли до нас беседы и другого рода, где Василий Великий разбирает то, что называют общественными нравами, обличает взвешенно и сострадательно – иногда прямо перед ним стоящих – ростовщиков, пьяниц, завистников (на каждую из страстей есть по отдельной острой беседе):
"Ныне раб негодует на то, что он несвободен; воспитанный на свободе – что ...не из знатных по роду... Знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и народов; военачальник, что не царствует; царь... что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр... Но мы, отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть..."
Представляешь, IV век, если что!