|
Муром. Спасо-Преображенский мужской монастырьМуромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. На сегодняшний день — это древнейший из всех сохранившихся православных монастырей в России. Первые упоминания о нем относят к X-XI векам. |
Дата публикации: 6 августа 2020 |
Фото нравится: +103 |
Далее история монастыря надолго теряется. Известно лишь, что он сильно пострадал во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, как и сам Муром.
Исторических сведений о деятельности обители нет вплоть до середины 16 века. В это время царь Иван IV совершает удачный поход на Казань и, в память об этом походе, воздвигает несколько каменных храмов в Муроме. Так в 1555 году появился главный соборный храм Спасо-Преображенского монастыря.
В царствование Ивана IV обитель заметно расцветает. Царь не жалеет денег на ее нужды, дарует дорогую церковную утварь, облачение для духовенства, иконы и книги.
В 1636 году владения монастыря окружает деревянная стена в форме частокола. На его земле стоит кирпичный пятиглавый Спаса — Преображенский собор, отапливаемый зимой.
В конце шестнадцатого века на пожертвования возводятся ещё две каменные церкви: у ворот Кирилла Березовского и, единственный в городе двухэтажный, Покровский. Позднее в 17-19 вв. они были перестроены.
В это же время на территории монастыря появляется первая гражданская постройка — покои настоятеля. Украшением интерьера была роскошная изразцовая печь.
В 1757 году построена трехъярусная кирпичная колокольня с восьмигранным шатром.
В 1839 году обитель расширили пристройкой. В 1883 году в ней был обустроен придел Божей Матери Скоропослушницы, где находилась высокопочитаемая чудотворная икона «Скоропослушница», привезенная с Афона. Впоследствии она стала главной святыней монастыря. Считается, что эта икона защищает от бед и монастырь, и всю страну.
В 1891 году возводится из кирпича трехэтажный братский корпус. В этом здании жили монахи, расположилась монастырская гостиница.
Когда проводилась реформа церкви, для патриарха Никона монастырь стал опорой для старообрядцев.
В 1918 г. духовенство обители обвинили в пропаганде против новой власти.
Деятельность монастыря была приостановлена.
Ценные иконы передали музею.
В 1918—1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года обитель заняли военные и частично отделение НКВД.
В это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на территорию монастыря гражданских лиц был прекращён.
В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное управление в поддержку передачи муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За возрождение обители выступил академик Дмитрий Лихачёв, в 1990 г. с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…»
....Но чуть позже в монастырь вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница», понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.
В этот день чудесно повезло с погодой!!
У Вас есть фото времён пребывания тут воинской части?
Я бы не отказалась и зимой в Муроме побывать.