Церковь Воскресения Христова в Кадашах

Церковь Воскресения Христова в Кадашах

Церковь Воскресения Христова в Кадашах была заложена в 1687г., а освящена 13 января 1695г. Деревянная церковь на этом месте значится с 1625г., а каменная – с 1657г. Под именем «Воскресения что на Грязех» деревянный храм упоминается уже в 1493г. в грамоте боярина Ивана Юрьевича Патрикеева. Замоскворецкое село Кадашево известно с 1504г. из грамоты Ивана III, но очевидно, что существовало оно задолго до первого известного упоминания. К середине XVI века здесь образуется дворцовая Кадашевская слобода, центром которой стала Воскресенская церковь. Происхождение названия слободы точно не установлено, но есть четыре примерно равнозначных версии. Согласно первой, наиболее распространенной в литературе, в названии села отразилось основное в те времена занятие его жителей – изготовление кадок (бочек для засолки овощей). Второй и третьей версиями являются тюркские корни: либо от слова «кадаш» - «товарищ, свободный человек» (означавшее, что здесь жили не крепостные), либо от «кади» - «судья» (якобы здесь селились судьи, разбиравшие дела московских татар). И последней версией, связанной с занятием слобожан ткацким ремеслом, был глагол «катать», т.е., мыть ткани. Храм Воскресения Христова, дошедший до нас, был заложен на средства богатых купцов Кондрата Марковича Добрынина и сына его Лонгина. Имени архитектора до нас, к сожалению, не дошло, но у исследователей есть основания предполагать, что это был зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, уроженец Кадашей и сподвижник патриарха Никона, достраивавший после егоЦерковь Воскресения Христова в Кадашах смерти Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. По-видимому, в основание храма вошли и остатки стен предыдущей каменной церкви. Первоначально храм выглядел несколько иначе, нежели сейчас: до 1695г. не было колокольни, зато с юга, запада и севера к изукрашенным резьбой порталам вели широкие лестницы (наподобие лестниц храма Покрова в Филях). Вскоре после освящения первоначальный вид храма стал меняться: в том же году к трапезной пристроили семиярусную шатровую колокольню со стройными ажурными очертаниями, которую в Москве нередко именуют «Кадашевской свечой». Вместо одной широкой западной лестницы в верхний храм появились две, одновременно служившие своего рода опорами-контрфорсами для столпа колокольни. При строительстве храма Воскресения в Кадашах были применены некоторые архитектурные новшества, появившиеся с освоением московскими зодчими стиля барокко. Поверх нижнего яруса храма была проведена галерея-гульбище, обхватывавшая не только боковые фасады трапезной и основного объема, но и алтарную часть. Такой прием был уже применен при строительстве собора в Новом Иерусалиме в 1658-1685гг. Апсиды верхнего яруса были меньше, чем теперь, и имели несколько другую форму – более продолговатую. Вместо привычных для церковного зодчества XVII века кокошников фронтоны храма архитектор украсил кружевными «гребешками», богатый и разнообразный узор которых отчасти повторяется в декоре наличников на окнах и в убранстве порталов. Тесно посаженные барабаны главок сделаны гранеными, с колонками, подчеркивающими грани. Центральный барабан – световой, двухъярусный, мелкие узкие окошки в нем добавляют ажурности верху храма, как и тонкие парные колонки, обрамляющие углы четверика. Кроме колокольни, пристроенной в конце XVII века, в XIX веке храм претерпел еще немало изменений. В 1801-1802гг. были переложены и расширены нижние апсиды и разобраны широкие лестницы по бокам колокольни, а в 1840г. на их месте возвели две симметричные крытые паперти в стиле ампир, с грубоватым простым декором стен и сферическими куполами. Еще через двадцать лет, в 1860г., были расширены галереи-гульбища по бокам храма, для чего стены нижнего яруса были снесены и поставлены новые. Тогда же были расширены апсиды верхнего храма; эта перестройка заметно исказила пропорции здания. Наличники окон старых апсид были перенесены на новые, но на все окна не хватило оригинальных решеток, и поэтому некоторые окна в апсидах – ложные, не световые. Интерьер храма был не менее красив и пышен, нежели его внешнее убранство. Великолепный шестиярусный барочный иконостас в 17 аршин (более 12 м) высотой по праву мог считаться шедевром деревянной резьбы XVII века. 52 позолоченные колонны иконостаса были украшены сквозной резьбой в виде виноградных листьев и кистей. Роспись стен была выполнена царскими изографами. В верхнем храме был один престол Воскресения Христова, в нижнем - главный престол Успения Божией Матери и придел Тихвинской иконы Божией Матери, освященный в 1704г. в правой апсиде. В левой апсиде в 1772г. был устроен придел св. Николая. После перестройки в 1802г. алтари приделов были вынесены из апсид в пристройки. Во время войны 1812 года церковь была занята французами, в нижнем храме устроили конюшню, а перед отступлением подожгли, но по счастью огонь до иконостаса не дошел. Росписи же пострадали настолько сильно, что храм пришлось расписывать заново. Для этого при настоятеле о. Иоанне Маргаритове в 1848г. был приглашен художник П.Н.Шепетов. Иконостас был утрачен гораздо позднее, когда храм был закрыт при советской власти и отдан под хозяйственные нужды района. Точной даты закрытия храма не сохранилось, судя по всему, это было в 1934г., когда в собрание Третьяковской галереи поступили изъятые из него иконы. После закрытия в стенах храма размещались различные государственные организации. Угрожающим было намерение устроить в нем столярную мастерскую, но этому воспрепятствовала общественность. После войны здесь находился спортивный клуб консервной фабрики, но в 1956г. уже было принято решение о начале реставрации внешнего и внутреннего убранства храма. Реставрация еще не была окончена, когда в 1964г. он был передан в Церковь Иова Почаевского ведение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря. Еще почти десять лет тянулись работы по реставрации - уже силами нового арендатора, - после чего в помещениях верхней и нижней церквей разместились мастерские. В 1990г. по решению исполкома Моссовета было решено возвратить его верующим, а в 1992г. была зарегистрирована приходская община. Но несмотря на все документы, реставрационные мастерские не возвращали помещение вплоть до 2004г., когда наконец был освобожден для богослужений верхний храм. До того в течение более десяти лет службы велись в небольшой церкви Иова Почаевского. Полностью храм был возвращен только в декабре 2006г., и теперь в нижней церкви ведутся восстановительные работы. При храме создан Музей "Кадашевская слобода"музей «Кадашевская слобода». Он начал создаваться приходом на основе предметов быта, керамики, изразцов, найденных при реставрации, раскопках и прокладке по территории храма коммуникаций. Некоторые экспонаты прихожане принесли из дома. Сейчас музей размещается в Музей "Кадашевская слобода" одном из церковных зданий, и там можно увидеть не только черепки, монеты, наконечники стрел и другие экспонаты, найденные на территории церкви Воскресения в Кадашах. Стены его украшают кресты и решетки с разрушенных московских храмов, собранные знаменитым архитектором-реставратором П.Д.Барановским, посреди комнаты стоит макет крестьянской избы, которую можно рассмотреть не только снаружи, но и изнутри: она наполнена крошечной мебелью и предметами крестьянского обихода.

Дата публикации: 16 февраля 2020
Просмотров: 461

 

 

Комментарии (4)
Анатолий Восточный # 16 февраля 2020 в 16:36
Прекрасная картина,Андрей...Красивого вечера и новых работ....Удачи!
ФотоЛюбительНицаЖелезныхДорог # 16 февраля 2020 в 22:01
Великолепный кадр!
Ольга Довженко # 17 февраля 2020 в 09:05

Чудесная работа!

Aivanovich Aivanovich # 22 февраля 2020 в 17:01
Отлично.
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Уфа
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Pleven
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Пятигорск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Рязань
 ()
Фотограф Москва
 ()
fotoamator Запорожье