| Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском -самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси (как и церковь Бориса и Глеба в Кидекше).Спасо-Преображенский собор – древнейший храм в Переславле-Залесском. Он был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году, приблизительно в одно время с другими соборами, заложенными великим князем во Владимире, Кидекше и Юрьеве-Польском. Спасо-Преображенский собор в Переславле из всех построек Юрия Долгорукого сохранил наиболее близкий к первоначальному вид. Ровесники собора – высокие земляные валы также сохранились до наших дней, хотя и стали немного ниже. (за собором на заднем плане).
Белокаменный собор невелик по площади, он строился для небольшого числа молящихся: приближенных князя, воинов, городской знати. Территория, обнесенная валами, была по сравнению с многими древними городами довольно большой, и кроме Спасского собора здесь было множество других храмов для простого народа.
Здесь же, у северного вала, располагались деревянные княжеские палаты, из которых вел ход прямо на хоры собора. В сущности, это был дворцовый княжеский храм.
Здесь возле собора в княжьих теремах 30 мая 1220 г. родился великий русский полководец князь Александр Ярославич Невский.
Строительство собора было начато Юрием Долгоруким, однако о завершении работ сведения противоречивы. В одних летописях утверждается, что при Долгоруком строительство было завершено, по другим же – что увидеть собор законченным он не успел, а строительство завершал сын Юрия, князь Андрей Боголюбский.
Связь собора с русскими правителями непрерывалась никогда в соборе были крещены князь Ярослав, отец Александра Невского, и Юрий, сын Дмитрия Донского; здесь бывали Даниил Московский, Иван III, их семьи, сюда не раз приезжал на богомолье Иван Грозный.
В XIII-XIV веках в соборе погребали переславских удельных князей и членов их семей; советские археологи в 1930-х годах вскрыли несколько княжеских захоронений и обнаружили под полом собора интереснейшие резные саркофаги. Точно известно, что в западном углу собора были похоронены князья Димитрий Александрович (1294 г.) и его сын Иван Дмитриевич (1302 г.).
Стены храма снаружи просты, лишены какого-либо декора, за исключением фрагментов сохранившихся фризов на апсидах. Только гладкие плоские лопатки делят фасады храма на три части.
Вероятно, и изначально собор Спаса Преображения не был так богато изукрашен, как, например, Дмитриевский собор во Владимире или храм Покрова на Нерли. Конечно, в те времена его венчала не большая луковичная глава, а шлемовидная. Суровый, без прикрас, вид собора, его высокие узкие окна-бойницы, мощные стены и весь строгий силуэт не хуже летописей передают дух тех времен, когда он был построен.
Собору с первого столетия своей жизни приходилось переживать тяжелые времена. Уже в 30-хгодах XIII века его разграбили и подожгли ордынцы хана Батыя; все разорения, выпавшие на долю Переславля-Залесского, касались и главного его собора. Он не раз горел, оставался без всей своей ценной утвари, но мощные каменные стены и своды его устояли против пожаров и войн – как с ордынцами, так и с соседями-князьями и, позднее, с литовцами. Краткую летопись невзгод, доставшихся собору, можно сейчас прочесть на мраморной доске, установленной внутри в конце XIX века, после капитальной реставрации собора, лишившей его почти всех древних фресок.
Интерьер собора по композиции своей так же прост, сдержан и лаконичен, как и внешний его вид. Четыре мощных столпа поддерживают свод, на который поставлен большой световой барабан с окнами-бойницами. Однако княжеский центральный храм, конечно, не стоял с белыми гладкими стенами - он был великолепно расписан, в нем хранилось множество икон и святынь. Сейчас мы можем только представлять себе по многочисленным описаниям ценностей и утвари, хранившихся в соборе, как богато были украшены его стены и иконостас.
Росписи, сделанные вскоре после постройки собора, частично сохранялись в нем вплоть до конца XIX века. В 1862 году древние фрески на сводах обнаружил под позднейшими росписями владимирский краевед Н.А. Артлебен. Во время реставрации в 1890-х годах фрески были скопированы, а потом сняты и вывезены, но куда они пропали, осталось неизвестным. Исчезли также и копии. Уцелели только два небольших фрагмента, которые теперь хранятся в Государственном историческом музее.
В Третьяковской галерее сейчас хранится храмовая икона Спасо-Преображенского собора, написанная знаменитым иконописцем Феофаном Греком (сейчас предполагается, что наряду с великим мастером над иконой работали и его ученики). Икона Преображения была написана к обновлению и новому освящению собора в начале XV века, после того, как здание сильно пострадало во время очередного штурма Переславля татаро-монголами.
В 1923-1924 годах икону вывезли на реставрацию в Москву, но в Переславль не возвратили, а поместили в Третьяковской галерее, где ее можно увидеть и сейчас. В соборе же ныне помещена копия иконы.
В советское время службы в соборе были прекращены. Из него были изъяты все ценности; небольшая часть самых ценных вещей, таких, как потир (чаша) Юрия Долгорукого или Евангелие дьякона Зиновия, вывезли в Москву. Еще часть передали Переславскому краеведческому музею. Куда же исчезли остальные ценности и иконы неизвестно. |