| Апсиды Богоявленского собораОснователем монастыря считают ростовского святителя преподобного Авраамия. Предание о создании обители описано в Житии этого святого. Там сказано, что на берегу Неро издавна стоял каменный идол, посвященный языческому богу Велесу. Местные жители почитали его как помощника в сельскохозяйственных работах, а также как бога мудрости и обрядовых песнопений. Согласно христианскому тексту, явившийся Авраамию Апостол Богослов вручил ему жезл, увенчанный крестом, с помощью которого и был сокрушен языческий идол. А на его месте построили деревянный храм в честь Апостола Богослова, и вокруг него стала собираться братия.Мужская обитель выполняла двоякую функцию. Она была центром распространения христианской веры среди местного языческого населения и одновременно играла роль крепости, защищая подходы к Ростову. Примечательно, что в середине XVI века, перед военным походом на Казань монастырь посетил царь Иван Грозный. Он увидел жезл Авраамия и взял его с собой на поле битвы, оставив крест в обители. После победы над татарами царь выделил средства для строительства нового кирпичного Богоявленского собора, посвященного взятию Казани, а позже переслал в дар возведенному храму ценные книги и иконы.Богоявленский собор сохранился до наших дней. Он ровесник знаменитого храма Василия Блаженного, который находится на Красной площади Московского кремля, и построен в 1553-1554 годах.Собор получился поистине величественным. Высокое четырехстолпное квадратное в плане основание увенчано пятью главами. С южной стороны здание значительно расширено пристроенной галереей, в углу которой возведена стройная шатровая колокольня. Храм с тремя абсидами стоит на высоком подклете. Все строение не имеет строгой симметрии, но выглядит очень гармонично и живописно. Здание собора многократно перестраивалось. Исследователи считают, что его колокольню и барабаны, поддерживающие главки со временем надстроили. Кроме того, сложное подзакомарное перекрытие крыши было заменено на более практичное четырехскатное. |