| Церковь Сурб КарапетВторая церковь монастырского комплекса — Святого Карапета — крестово-купольное строение с двухэтажными ризницами в четырёх углах. Церковь была построена в 1216—1227 годах по указу князя Липарита Орбеляна севернее развалин древнего храма, носящего то же название и разрушенного землетрясением.Купол церкви был разрушен во время землетрясения 1240 года, а затем восстановлен архитектором Сиранесом в 1261 году. Сравнительно недавно, в 1931 году купол был поврежден ещё одним землетрясением. В 1949 году крыша и стены были отремонтированы, а в 1998 году полностью отреставрированы.К западной стороне церкви в 1261 году был пристроен эффектный притвор, украшенный великолепными хачкарами и несколькими исписанными надгробными плитами в полу. Иначе этот притвор называется «гавит». Стоит обратить внимание на знаменитый резной орнамент над внешней перемычкой входной двери. В церкви размещается усыпальница князя Смбата Орбеляна. По всей вероятности, первоначально перекрытие зала опиралось на четыре колонны, которые затем были разрушены землетрясением 1321 года. После землетрясения была сооружена новая крыша — в форме огромного каменного шатра с горизонтальными перегородками наподобие деревянных кровель сельского типа хазарашен, что отличает эту постройку от других памятников армянской архитектуры этого периода. Четыре ряда консолей на потолке образуют сталактитовые своды с квадратным световым отверстием в центре перекрытия. Широкие перекрытия, выступающие над полуколоннами, глубокие ниши с хачкарами и низкий потолок в форме шатра, почти лишенный убранства, делают слабо освещенный интерьер довольно мрачным.Внешнее убранство сосредоточено в основном на западном фасаде, где расположен вход в здание. Обрамленный двумя рядами орнамента в виде трилистника и надписями, полукруглый тимпан двери украшен орнаментом и изображением Пресвятой Девы, сидящей на простом, сельском ковре с Младенцем в окружении двух Святых. В орнаменте также просматриваются крупные буквы, увитые побегами с листьями и цветами. Богородица сидит с Младенцем на восточный манер. Заметен и рисунок ковра со свисающими кисточками. Нужно отметить, что в сюникских храмах XVII—XVIII веков был широко распространен культ Богородицы. Она изображалась на барельефах, и Ей были посвящены многие церкви.Стрельчатый тимпан однотипного окна над дверью украшен уникальным барельефом с изображением Бога Отца с большими миндалевидными глазами. Правой рукой Он благословляет Распятие, а левой держит голову Адама с парящим над ней голубем, символизирующим Святого Духа. В правом углу тимпана — голубь-серафим, а пространство между ним и фигурой Отца заполнено письменами. |