| Церковь Сошествия Святого ДухаВо время активного каменного строительства в монастыре, развернувшегося в 1688-1689 годах, были построены наиболее интересные в художественном отношении здания, такие как надвратный храм Св. Иоанна Предтечи и величественная Свято-Духовская церковь с трапезной. Их возводил выдающийся архитектор Яков Григорьевич Бухвостов, известный строитель Успенского собора в Рязанском кремле, а также церкви Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове. Внешний облик этих храмов в сравнении с более древним Рождественским храмом наглядно показывает разницу между храмовой архитектурой ХVI и ХVII веков.Трапезная церковь святого Духа стоит на подклете, в котором раньше размещались в восточной части - престол прп. Онуфрия, в западной - хозяйственные помещения: погреба, квасоварня и пивоварня. Вверху под крышей, над сенями, гостиной и пекарней, располагавшимися в западной стороне, находились кельи. Трапезная палата храма представляет собой громадное помещение с распалубками, имеющее пролёт в 18 м и освещённоё с двух сторон большими по тем временам окнами. Одноглавая церковь святого Духа, примыкающая к трапезной с восточной стороны, представляет собой двухъярусный четверик на подклете, который, посредством тромпов (системы сводов в углах четверика) переходит в восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом; его трёхчастная апсида расположена чуть ниже первого яруса четверика. Церковь объединена с трапезной общими карнизами, полуколонками, одинаковыми наличниками окон. Второй ярус четверика, очень низкий, является переходным к восьмерику. Восьмиугольные окна здесь расположены горизонтально и почти лишены декора, углы отмечены скромными лопатками. Зато восьмерик имеет буквально скульптурную обработку. На его гранях помещены окна с богатыми обрамлениями, состоящими из белокаменных колонок с коринфскими капителями и резными сандриками. Углы восьмерика оформлены тремя вытянутыми тонкими полуколоннами. Главным фасадом трапезной церкви является северный, который обращён в сторону основных построек монастыря и перед которым организована просторная площадь. Здесь расположены основные входы в порталы с виртуозной резьбой на их белокаменных деталях.Утрата открытого гульбища, располагавшегося раньше с северного и частично с западного фасадов, очень обеднило объёмное решение трапезной и самой церкви. Две широкие лестницы и нарядное белокаменное ограждение подчёркивали торжественность сооружения. Внизу, под северным гульбищем, было трое сеней и две тюремные камеры для провинившихся монахов, под западным - галерея, которая вела в квасоварню. Через северо-восточные сени был проход в придел св. Онуфрия. Свято-Духовская церковь вместе с большой трапезной палатой больше похожа на великолепный дворец или корабль, чудесным образом очутившийся среди монастырских стен.В убранстве храма зодчий использовал различные архитектурные приёмы: детали окон трапезной выполнены в белом камне с вставками из разноцветных изразцов. Изразцы с изображениями херувимов украшают и барабан главки. Случайно сохранилось и имя мастера, выполнявшего камнерезные работы в ХVII веке; их выполнил резчик по камню Маркел Степанов. Стоит сказать, что в 1920-е годы, после закрытия монастыря, трапезный храм святого Духа был превращён в клуб с кинозалом для организованной в Солотчинском монастыре колонии для малолетних преступников. В помещении бывшей церкви до начала 90-х гг. ХХ века ещё показывали кино и устраивали танцы для отдыхающих на турбазе "Солотча". Внутренняя отделка трапезной и церкви, к сожалению, не сохранилась. Сейчас храм восстановлен и является действующим. Внутренние стены и своды вновь были покрыты выразительными росписями. Древний Солотчинский монастырь был и остаётся одним из красивейших ансамблей Рязанского края, где сохранились произведения архитектуры, имеющие большую архитектурную и художественную ценность.В комментарии фото храма. |