| Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. КолокольняИз преданий известно, что монастырь был основан на месте, где стоял загородный дворец Петра и Февронии. Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к 1624 году. В описи 1637 года она названа «теплой»: «…теплая церковь Введения Пресвятыя Богородицы древяна клетцки с папертью… и все церковное строенье муромца гостиные сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею». В 1655-1678 годы на средства купца Авраама Черкасова в монастыре велось каменное строительство . Некоторые исследователи предполагают, что собор и, может быть, колокольня появились несколько раньше: в 1646-1650 годы. Из трех возведенных в те годы храмов сохранилось два . Шатровая колокольня, выстроенная к северу от собора и к западу от Введенского храма, стала четвертым памятником той эпохи. Вполне возможно, что некогда собор, храм и колокольня соединялись переходами в единую композицию, которую называли «покоем» (один из примеров такого расположения монастырских зданий – ансамбль тоже Воскресенского монастыря (1674-1678 годы), но в Угличе. Косвенным подтверждением предположения о взаимном расположении храмов и колокольни муромского монастыря могут послужить два аргумента. Во-первых, колокольня, ныне трапезной палатой соединенная с Введенской церковью, по своим размерам чрезмерно грандиозна для небольшого зимнего храма, и гораздо больше согласуется с Воскресенским собором. При подходе к монастырю с запада, когда церковь Введения Пресвятой Богородицы не видна, колокольня вполне естественно воспринимается как парное строение этого собора. Во-вторых, архитектурное решение церкви Введения представляет собой довольно сильный контраст с оформлением колокольни. По своей конструкции Введенский храм – это небольшая крестово-купольная церковь, стены которой завершаются щипцами. По ним положена восьмискатная кровля, увенчанная небольшой главкой на глухом барабане. О ее декоре сейчас сложно судить, так как во время неудачной реставрации XIX века ее стены (также как и стены Воскресенского собора, и колокольни) были покрыты толстым слоем штукатурки . Сейчас их украшают только полуколонны с капителями по углам, карниз по краю скатов кровли и небольшие кокошники у основания барабана. Введенская церковь с запада соединена трапезной палатой с высокой колокольней. Каждый из ее трех ярусов имел свое назначение. В нижний - четверик - встроены два входа: небольшая калитка и довольно высокий полуциркульный проход. Вероятно, он служил входом в крытую галерею, ведущую к Воскресенскому собору. Об этом говорит и отсутствие какого-либо декора. Парадный вход в монастырь обычно оформлялся гораздо нарядней. Кроме этого, по той линии, где могла идти монастырская стена, расположена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Исходя из этого, не совсем верно называть колокольню Воскресенского монастыря «надвратной» . Назначение ее нижнего яруса было более скромным. Второй ярус колокольни уже в древности использовался в качестве ризницы, где хранились облачения и богослужебная утварь . С северной стороны ярус имеет два небольших окна, обрамленные нарядными наличниками с завершением в виде кокошников.В комментарии фото колокольни |