|
Кафедральный собор Воскресения Христова.Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.Постройка собора была начата в 1814 году по проекту архитектора М.П. Коринфского, местного уроженца, выдающегося мастера позднего классицизма. Новый собор построен на месте ветхого летнего храма во имя Воскресения Христова с приделом великомученика Иоанна Воина.Строительство продолжалось 28 лет, и неоднократно приостанавливалось из-за недостатка средств. Так после возведения стен оказалось, что нет железа для кровли. Сумма для покупки необходимого количества материала была огромная, но нашли необычный для того времени выход: железо купили в кредит у московского купца Герцова. Отделочные работы и роспись храма длились 21 год. Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. Собор Воскресения Христова имеет форму равноконечного креста, положенного на квадрат со сторонами примерно 64 метра. Высота собора до среднего креста - почти 47 метров. Главный престол во имя Воскресения Христова освящен в 1840 году. Собор имеет еще четыре придела, освященные последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах. В храме празднуется 9 престольных праздников. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Фрески, за исключением центрального купола, выполнены в коричневых легких тонах без цветных красок, что располагает к особому молитвенному настроению. Художники работали тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходится сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись. Все сюжеты фресок посвящены теме земной жизни Иисуса Христа.Величественный иконостас резной работы выполнен братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах. Это работа профессора живописи Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Собор закрыли в 1932 году, превратив в антирелигиозный музей. Благодаря этому перепланированию, в соборе сохранились многие святыни из разорённых арзамасских храмов, перенесённые сюда в качестве экспонатов. Вскоре собор поступил в ведение НКВД. В течение нескольких лет в нём содержались заключённые, а в 1937 году храм приспособили под спортзал. Достойно удивления, что в эти самые мрачные в истории Воскресенского собора годы сохранились иконостасы, росписи и другие элементы убранства. Конечно, пребывали они не в лучшем состоянии, но всё же - пребывали. В ноябре 1944 года власти передали Воскресенский собор верующим, возложив на них обязанность отремонтировать "ценный памятник архитектуры". Он в основном сохранил свой первоначальный облик, утрачена лишь его ограда, возведенная в конце XIX века. С того времени, когда собор превратили в музей атеизма, и по сегодняшний день главнейшей арзамасской святыней, пребывающей в стенах собора, является Животворящий Крест Господень.В комментарии фото интерьера собора |
Дата публикации: 12 июля 2024 |
Фото нравится: +130 |
с Днём святых апостолов Петра и Павла!
И снаружи храм необыкновенно величественный!