|
Высоко-Петровский монастырьОбитель основана в 1325 году, когда московский князь Иван Калита объединял вокруг Москвы русские земли. Тогда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя о переносе митрополичьей кафедры из Киева в столицу Московии. Шумный многолюдный Кремль утомлял митрополита, и он, привыкший к уединению, попросил Ивана Калиту построить недалеко небольшой монастырь. Так на берегу реки Неглинки у села Высокое возникла деревянная обитель Петра и Павла, где поселился митрополит Петр. Отсюда и название монастыря – Высоко-Петровский. Во время московского пожара древняя Петропавловская обитель выгорела дотла.По указу князя в 1514 году архитектор построил каменный собор во имя Петра, митрополита Московского, которого причислили к лику святых Вселенским собором в 1339 году Наибольшее развитие монастырь получил в конце XVII века, когда ему покровительствовал боярский род Нарышкиных и сам царь Петр I, мать которого принадлежала к этому знатному роду. Весьма характерна архитектура монастыря, в которой традиции средневекового русского церковного строительства сочетаются с изящными элементами барокко. Прерванная в советское время деятельность обители была восстановлена в 1990-е гг. Сегодня этот действующий ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в центре Москвы, привлекает к себе и туристов, и паломников. Среди реликвий монастыря ‒ ковчег с частицей мощей митрополита Петра, частицы мощей апостолов Петра и Павла, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Киево-Печерских отцов и другие. При князе Василии III Петровский собор был отстроен заново уже в камне. Архитектором стал знаменитый итальянец Алевиз Новый, создатель Архангельского собора в Кремле. Храм Петра Митрополита в плане представляет собой восьмилистник – уникальная для 1510-х гг. форма. В конце XVII века она получила развитие на Руси как «нарышкинское барокко».С царским родом Нарышкиных связан очередной расцвет монастыря на рубеже XVII ‒ XVIII вв. В 1671 г. Кирилл Нарышкин, дядя Петра I, подарил своему зятю царю Алексею Михайловичу усадьбу, прилегавшую к монастырю. Царь, в свою очередь, передает усадьбу в дар обители. Благодаря этому территория монастыря увеличилась практически в два раза. Чуть позже при содействии императора Петра I было построено несколько соборов. Собор Боголюбской иконы Божией матери (1684 ‒ 1685), стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных. Собор построен на месте могил убитых во время стрелецкого бунта 1782 года Ивана и Афанасия Нарышкиных. Всего в церкви было похоронено более 20 представителей знаменитой семьи. Также на рубеже веков была построена церковь Сергия Радонежского с примыкавшей к ней трапезной и корпусом братских келий. Церковь разделила территорию монастыря на два двора: парадный с храмом Петра Митрополита и хозяйственный. Как и Боголюбский собор, эта церковь демонстрирует традиционные формы храмовой архитектуры своего времени. Однако сочетание красных кирпичных стен с белым декором позволяет говорить о постепенном формировании стиля московского барокко.Много бед принесла монастырю война с Францией. Наполеоновские солдаты, войдя в Москву, для постоя выбрали Высоко-Петровский монастырь, разместив в нем 1000 кавалеристов. Они осквернили монастырь, устроив в церкви скотобойню, и разгромили усыпальницу Нарышкиных. Маршал Мортье оборудовал здесь свою резиденцию. У стен монастыря расстреливали тех, кто подозревался в поджоге столицы. На иконостасе Боголюбского монастыря на вбитые крючья вешали туши забитых животных. |
Дата публикации: 29 ноября 2021 |
Фото нравится: +133 |
с отличного ракурса!
Да, французские варвары, и сколько их ещё охочих до Российской земли.