Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино Сторожевском монастыре города Звенигорода.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино Сторожевском монастыре города Звенигорода.

Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа. Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки. Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. Остатки фундамента и заложенная стена очень хорошо видны на снимке. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в. После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г. На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г. Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х гг. Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого. Иконостас собора середины XVII в. представляет собой одну из ВЕРШИН древнерусской иконописной традиции. Пятиярусный иконостас был создан по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы знаменитыми иконописцами (царскими изографами) Оружейной палаты Степаном Рязанцем (Резанцем), Карпом Тимофеевым, Яковом Казанцем и другими. Серебряные тисненые, так называемые басменные, оклады были выполнены одновременно с иконами в мастерских Оружейной палаты. В XIX в. были исполнены сохранившиеся алтарные двери с изображениями архидиаконов Стефана и Лаврентия, а также новые оклады на тябла и колонки. 22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.

26 мая 2019 Просмотров: 256

 
 
+77
Фото нравится:
 

 

 

Комментарии (2)
Юра Тихонов # 30 мая 2019 в 18:13 +1
Храм красив и описание к фото интересное !!! fotos03
Галина Л # 3 июня 2019 в 09:21 0
Рада вниманию, Юрий. Спасибо.
 ()
фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Ярославль
 ()
Санкт-Петербург
 ()
фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Ярославль
 ()
Фотограф Иваново
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Челябинск
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотограф Пенза
 ()
Фотограф
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотограф Орехово-Зуево
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
свадьба