Социальный проект "Добрый автобус". (Город Москва). Поездка в Троице-Сергиеву лавру.

Социальный проект "Добрый автобус". (Город Москва). Поездка в Троице-Сергиеву лавру.

ХРАМ ВЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ (1635 – 1637). В 1635-1637 гг. стараниями келаря Александра (Булатникова) была возведена шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. С именем келаря Александра, выходца из Соловецкого монастыря, связаны большие строительные работы. В течение 20 лет (1622-1641) он восстанавливал и отстраивал Троицкий монастырь после разорительной 16-месячной осады обители польско-литовскими войсками в начале XVII в. Больничная церковь — единственный шатровый храм Лавры. Пояса кокошников, украшающие шатер, напоминают завершения фасадов древнейших храмов Лавры ХV-ХVI вв. Декор апсиды церкви, в виде выложенных из кирпича тяг и гирлянд с белокаменными вставками, напоминает апсиды Духовской церкви. Храм назван в честь основателей Соловецкой обители. Очевидно, форма завершения церкви во имя Соловецких чудотворцев была подсказана шатровой конструкцией главного храма Соловецкого монастыря — Преображенского собора (1558). Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. В середине XVII в. в Больничных палатах проживало до пятидесяти больничных старцев. В больничную церковь они попадали через западную паперть, не выходя на улицу. В 1743-1745 гг. Больничные палаты соединены с Казначейским корпусом и, вместе с ним, были скрыты со стороны соборной площади регулярным фасадом с наружной галереей на каменных арках. О месторасположении палат напоминал тогда лишь шатер церкви. В 1938-1950 гг., под руководством архитектора И.В. Трофимова, позднейший фасад был удален, а самим Больничным палатам возвращен их средневековый облик. Обилие декора придает внешнему виду палат и церкви нарядность и праздничность, характерные для архитектуры XVII в. Внутреннее пространство храма невелико и имеет камерный характер, поскольку шатер изолирован от основного объема церкви. Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев. В храме находится древняя икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, предстоящих образу Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная по заказу келаря-старца Александра (Булатникова). Современный иконостас выполнен в 2001-2002 гг. В южном и северном корпусах при церкви расположены покои Наместника, Соборная палата и монастырская библиотека. ЦЕРКОВЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ОДИГИДРИИ). Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г. Небольшой, круглый в плане, храм является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко. Стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы-всходы. Первоначальный иконостас церкви, к сожалению, не сохранился. В настоящее время ее украшает замечательный резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице, выполненный в 1748 г. по проекту Д. В. Ухтомского. В нише на восточной стене помещена резная каменная икона, копия главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии, находящегося в настоящее время в Художественном музее. КАЛИЧЬЯ БАШНЯ (голубая) 1759-1772 годы над одними из ворот. Первоначально ей дали название "Конюшенная", т.к. под ней был оборудован один из входов в Лавру, ведущий к основным монастырским хозяйственным службам (в том числе, к конюшням). Позже на ее месте выстроили еще одну, но она тоже не прослужила долго. Нынешнюю башню возвели во второй половине XVIII века, параллельно со строительством колокольни. Ей никогда не придавалось боевого значения, т.к. построили ее в то время, когда монастырь перестал быть оборонной крепостью. Она представляет собой сооружение в классическом стиле, подчеркивающее торжественность основного входа в обитель. Внешний вид целиком и полностью отвечает этой задаче - строение очень отличается от других и не вписывается в общепринятое понятие "башня крепостной стены". Внутри нее – не совсем обычный проход – в форме буквы "Г". Также имеется деревянная винтовая лестница, которая ведет на смотровые площадки. До сих пор нет достоверных сведений о том, откуда появилось название – Каличья. По одной из версий, это сокращенно "Калитечья", т.к. в воротах под ней был всегда открытый вход – калитка. В 1772 году был снесен мост перед воротами, его не стали восстанавливать, а ворота намертво закрыли. Долгое время прошло прежде, чем эти сооружения вновь стали радовать своей мощью и архитектурными приемами, сегодня воссозданы и мост, и врата.

11 января 2019 Просмотров: 268

 
 
+77
Фото нравится:
 

 

 

Комментарии (4)
Наталья # 11 января 2019 в 22:54 +1
Прекрасный комплекс !Спасибо , Галина, за информацию!
Галина Л # 12 января 2019 в 05:20 0
Спасибо, Наталья, за оценку и внимание.
Тина Луч # 15 января 2019 в 15:05 +1
Красивый снимок.
Галина Л # 15 января 2019 в 20:16 0
Рада вниманию, Тина. Спасибо.
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф Электросталь
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Губкин
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Волхв Москва
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф Ярославль
 ()
Фотограф Нижний Тагил
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Санкт-Петербург
свадьба