| Социальный проект "Добрый автобус". (Город Москва). Поездка в Троице-Сергиеву лавру.ХРАМ ВЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ (1635 – 1637).
В 1635-1637 гг. стараниями келаря Александра (Булатникова) была возведена шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. С именем келаря Александра, выходца из Соловецкого монастыря, связаны большие строительные работы. В течение 20 лет (1622-1641) он восстанавливал и отстраивал Троицкий монастырь после разорительной 16-месячной осады обители польско-литовскими войсками в начале XVII в. Больничная церковь — единственный шатровый храм Лавры. Пояса кокошников, украшающие шатер, напоминают завершения фасадов древнейших храмов Лавры ХV-ХVI вв. Декор апсиды церкви, в виде выложенных из кирпича тяг и гирлянд с белокаменными вставками, напоминает апсиды Духовской церкви.
Храм назван в честь основателей Соловецкой обители. Очевидно, форма завершения церкви во имя Соловецких чудотворцев была подсказана шатровой конструкцией главного храма Соловецкого монастыря — Преображенского собора (1558). Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. В середине XVII в. в Больничных палатах проживало до пятидесяти больничных старцев. В больничную церковь они попадали через западную паперть, не выходя на улицу. В 1743-1745 гг. Больничные палаты соединены с Казначейским корпусом и, вместе с ним, были скрыты со стороны соборной площади регулярным фасадом с наружной галереей на каменных арках. О месторасположении палат напоминал тогда лишь шатер церкви. В 1938-1950 гг., под руководством архитектора И.В. Трофимова, позднейший фасад был удален, а самим Больничным палатам возвращен их средневековый облик. Обилие декора придает внешнему виду палат и церкви нарядность и праздничность, характерные для архитектуры XVII в. Внутреннее пространство храма невелико и имеет камерный характер, поскольку шатер изолирован от основного объема церкви. Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев.
В храме находится древняя икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, предстоящих образу Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная по заказу келаря-старца Александра (Булатникова). Современный иконостас выполнен в 2001-2002 гг.
В южном и северном корпусах при церкви расположены покои Наместника, Соборная палата и монастырская библиотека.
ЦЕРКОВЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ОДИГИДРИИ).
Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г. Небольшой, круглый в плане, храм является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко. Стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы-всходы. Первоначальный иконостас церкви, к сожалению, не сохранился. В настоящее время ее украшает замечательный резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице, выполненный в 1748 г. по проекту Д. В. Ухтомского. В нише на восточной стене помещена резная каменная икона, копия главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии, находящегося в настоящее время в Художественном музее. |