Туркестанский Софийский кафедральный собор (впоследствии переименован в Свято-Вознесенский кафедральный собор) строился в 1904-1907 годах инженером Андреем Зенковым по проекту архитектора Константина Борисоглебского. Оригинальные конструкции высотного здания (до 54 м) обеспечили надёжность сооружения во время землетрясения 1910 года. Оно было построено целиком из деревянных деталей, соединённых друг с другом металлическими крепёжными изделиями. «При грандиозной высоте,— писал Зенков о соборе, — он представлял собою очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева и работала, как гибкий брус». Землетрясение 1910 года, которое весь одноэтажный Верный превратило в развалины, словно обошло стороной творение Андрея Зенкова — второе по высоте деревянное здание в мире. Лишь погнувшийся крест напоминает о пережитом землетрясении. Внутреннее устройство собора сделали в художественных мастерских Москвы и Киева. Иконостас выполнен художником Николаем Хлудовым. Храм использовали по назначению до 1927 года. С 1929 года использовался как здание Центрального государственного музея Казахстана. В 1930-х годах в здании собора размещались также общественные организации. Колокольня собора использовалась под антенну для организации первых радиопередач в Алма-Ате. В 1976 году был реставрирован. История создания собора и его использования в конце 1920-х — начале 1930-х годов описаны в романах Юрия Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». С 1985 года в связи с переездом Центрального музея Казахской ССР в новое здание в соборе разместился концертно-выставочный павильон. Был возвращён Русской православной церкви правительством Республики Казахстан и после реставрационных работ в мае 1995 года в соборе были возобновлены службы. В 2017 году в соборе снова провели реставрацию (до сих пор обнесён строительным забором).
«При грандиозной высоте,— писал Зенков о соборе, — он представлял собою очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева и работала, как гибкий брус».
Землетрясение 1910 года, которое весь одноэтажный Верный превратило в развалины, словно обошло стороной творение Андрея Зенкова — второе по высоте деревянное здание в мире. Лишь погнувшийся крест напоминает о пережитом землетрясении.
Внутреннее устройство собора сделали в художественных мастерских Москвы и Киева. Иконостас выполнен художником Николаем Хлудовым. Храм использовали по назначению до 1927 года.
С 1929 года использовался как здание Центрального государственного музея Казахстана. В 1930-х годах в здании собора размещались также общественные организации. Колокольня собора использовалась под антенну для организации первых радиопередач в Алма-Ате. В 1976 году был реставрирован.
История создания собора и его использования в конце 1920-х — начале 1930-х годов описаны в романах Юрия Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей».
С 1985 года в связи с переездом Центрального музея Казахской ССР в новое здание в соборе разместился концертно-выставочный павильон.
Был возвращён Русской православной церкви правительством Республики Казахстан и после реставрационных работ в мае 1995 года в соборе были возобновлены службы. В 2017 году в соборе снова провели реставрацию (до сих пор обнесён строительным забором).