Фрески Воскресенского собора в Ростове Великом.(Распятие)

Фрески Воскресенского собора в Ростове Великом.(Распятие)

Роспись стен церкви Воскресения относятся к одному из известнейших памятников русского искусства XVII века. Однако исследователи до сих пор спорят насчет даты создания и авторства фресок храма. Называются даты между 1670 и 1680 годами. А среди возможных участников росписи стен значатся лучшие художники того времени: Севастьян Дмитриев, Гурий Никитин, Дмитрий Григорьев, братья Константин и Василий Ананьины, Лаврентий Севастьянов, Иван и Федор Карповы. Главный реставратор церкви Вера Григорьевна Брюсова высказывала мнение, что роспись была осуществлена несколькими мастерами. Росписи фресок церкви Воскресения делят на три группы, соответствующие основным частям храма: росписи алтаря, церкви, галереи. Сюжеты, изображенные на фресках, расположенных в алтарной части делятся на верхнюю и нижнюю зону. Границей служит ярус изображений херувимов с распростертыми крыльями и полоса облаков. Таким образом, символически верхняя зона предстает как открытое небо. На склонах свода алтаря помещены крупные изображения: «О Тебе радуется», «Се Агнец Божий», «Похвала Богоматери», «Благослови Бог день седьмой», «Распятие с церковными таинствами» и «Великий вход». Эти композиции связаны между собой как начало и конец повествования. На фреске «Распятие» в восточной части свода изображены распятые вмести с Иисусом Христом разбойники, а также воины, которые бросали жребий о ризе Христа, и фарисеи. На заднем плане помещено панорамное изображение Иерусалима. Необычной деталью иконографии является расположение ладоней Иисуса Христа на кресте: кисти рук сложены в благословении, при этом правая кисть повернута вниз, а левая повернута вверх. Правая рука Спасителя благословляет расположенных под ней Богородицу, Иоанна Богослова и жен-мироносиц, а также праведного разбойника (над его головой изображен нимб). Левая рука отвращает благословение от изображенных под ней гонителей Христа — воинов, фарисеев, злого разбойника. Такое изображение рук распятого Спасителя встречается в нидерландской и поздневизантийской живописи. Исследователи отмечают, что художники, работавшие в церкви Воскресения, заимствовали сюжеты из гравюр голландских гравёров, напечатанных и изданных в Голландии в Библии Пискатора (или Лицевой Библии Пискатора). В XVII веке иконографические сюжеты из этой книги вдохновляли мастеров стенописи, работавших в Костроме, Ярославле, Вологде и Москве. По описи Ростовского Архиерейского дома в 1691 году известно, что Библия Пискатора имелась в библиотеке митрополита Ионы.

Дата публикации: 18 ноября 2018
Просмотров: 373

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотолюбитель Электросталь
 ()
пенсионер Орда
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф Москва
 ()
fotoamator Запорожье
 ()
Фотограф Южно-Сахалинск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Новосибирск
 ()
Фотограф Хабаровск