Сегодня Крещенский сочельник, НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ

Сегодня Крещенский сочельник, НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ

18 января (5 января по старому стилю) — в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник. ******************************************************************* Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво. Крещенский сочельник – древнейший однодневный пост, возник примерно в III веке одновременно с появлением праздника Богоявления, который на ранней стадии представлял собой совмещенное празднование Рождества Христова и Богоявления. Этот постный день был аналогом предпасхального поста, который в конце II – начале III века длился два дня или 40 часов. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога». При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. ******************************************************************* Практический совет: В любой ситуации христианин, после краткой молитвы (Господи, помоги, вразуми), должен спросить себя первым делом: какой мой христианский долг, что от меня здесь ждёт Бог, как я должен правильно поступить, для чего я мог быть сюда поставлен? И всегда задавайте себе вопрос: кто режиссёр всей этой ситуации? ("АЗБУКА ВЕРЫ")

Дата публикации: 18 января 2025
Просмотров: 503

 
+92
Фото нравится: +92

 

 

 

Комментарии (25)
ЭЛИС:) # 18 января 2025 в 10:05
Слово митрополита Феодосия в Неделю перед Рождеством Христовым 05.01.2025 - "БУДЕТ ЛИ ЕЩЁ РАСЦВЕТ НАШЕЙ ЦЕРКВИ?"
(размещаю предрождественскую проповедь Черкасского митрополита сейчас, перед Великим праздником Богоявления Господня, в поддержку православных Украинской церкви Христовой!!!
Комментарии под видео тоже заслуживают внимания.
ЭЛИС:) # 18 января 2025 в 10:30
"Чин Великого освящения воды"
(источник фото: сайт Александро-Невского собора г. Барнаул).

"О чем молится Церковь, освящая воду в праздник Крещения Господня? О чине Великого освящения воды" —

Праздник Богоявления согрет необычайной теплотой благодатного дыхания Святого Духа, освящающего все творение. «Днесь (сегодня) вод освящается естество», — поет Церковь. А вместе с тем и мы просим освятить нас через прикосновение, омовение и вкушение освященной в этот день воды, которую называем мы крещенской. Церковь же именует её агиасмой. Давайте вникнем в молитвы чина освящения воды, вслушаемся, о чем просит Церковь Бога в этот великий праздник, когда Бог явил Себя миру в Троице.

«Крещенская вода не мерзнет»
В начале хочется поделиться свидетельством святости агиасмы (крещенской воды).

В начале 90-х годов прошлого столетия я пела в восстанавливающемся храме. Свидетели эпохи помнят атмосферу тех лет: службы шли в диком холоде, в помещении полуразрушенной церкви с натянутой на зияющие раны окон пленкой и отверстиями в крыше. Помнится, батюшка, усаживаясь после службы за руль старенькой «Волги», синими от холода руками не всегда мог взяться за руль и при этом шутил, веселя заледеневших певчих, что «странное дело, руки посинели, а голова не мерзла, видимо, там одна кость».

Так вот, в одно из таких морозных воскресений в конце Литургии отец Владимир вышел на амвон и сказал: «Братия и сестры, вот, хочу показать обыкновенное чудо. У меня в алтаре рядом стоят две баночки воды: простая и крещенская. Так вот, смотрите», — и он вынес эти две стеклянные поллитровые баночки. — «Простая вода замерзла, а крещенская нет».

И, действительно, простая вода в первой банке покрылась льдом, а вторая, с крещенской, была совершенно нетронута морозом.
Это чудо многим тогда пошло во укрепление веры.

Златые нити святости протянуты через века —
Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на день Крещения Господня, произнесенной в 387 г. в Антиохии, отмечает:

«В полночь на этот праздник [Богоявления] все, начерпав воды, приносят ее домой и [затем] хранят ее целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».

Как мы видим, в IV веке уже существовало освящение воды. И великий Учитель Церкви святой Иоанн свидетельствует о тех же свойствах ее, что известны и нам.

Впервые воду стали освящать в Египетской Православной Церкви, а спустя несколько десятилетий эта традиция распространилась повсюду.

«В месяце златохитонном на празднество тайны Господней:
Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают.
Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага
Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче,
Хоть от истока вдали пребудет многие годы,
Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина…»

Эти строки принадлежат Павлу Силенциарию, жившему в VI веке, и из них очевидно, прямо следует, что в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом: богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии.

Так и в советское время люди с молитвой набирали воду в полночь праздника из источника, и она не портилась и обладала всеми свойствами святой агиасмы. Ведь в эти дни Спаситель мира, Воплотившийся Бог Слово вошел в воды, чтобы креститься от Иоанна. При этом произошло Богоявление: свыше был слышен глас Отца, и Дух Святой в виде голубя снизошел с Небес. Так явлением Бога и присутствием Его в водах освятилось Божественной благодатью все водное естество. И это освящение продолжает повторяться и сегодня, в наши дни.

Порядок Великого освящения воды —
В целом, само последование Великого освящения воды не так уж отличается от малого.

Оно тоже совершается в завершение Литургии по заамвонной молитве.

Начинается оно с пения тропарей (стихир), затем следуют чтения из Священного Писания, как и при малом освящении воды, и Евангелия.

Затем идут прошения Мирной ектении, молитва на освящение воды, окропление верующих и завершающие песнопения (стихира).

Все эти черты есть и в малом освящении воды. Но в чине Великого её освящения они особые. А также и молитва для этого тоже иная.

Давайте разберем тексты последования подробнее —

Тропари на освящение воды «Глас Господень»
Сразу после заамвонной молитвы Литургии (когда после Причащения священник спускается с солеи и читает молитву, обращенный к Царским вратам), певцы начинают произносить особые песнопения, и все идут к месту освящения воды.

Тропарь первый:
Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Голос Господа взывает на водах, говоря: «Приидите все и приимите Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, Явившегося Христа»

Это Церковь устами святого Иоанна Предтечи (его называет Гласом Господа) обращается ко всем и призывает получить от Бога благодатные дары для соединения с Ним и спасения души.

Тропарь второй:
Днесь вод освящается естество, и разделяется Иoрдан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

Ныне освящается водное естество; Иордан, видя Крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение.

Во втором тропаре прямо говорится об освящении вод, а также приводится сравнение с переходом иудеев через Красное море, когда оно остановило свои воды. Так и Иордан «возвращает струи», увидев Владыку мира, пришедшего креститься. А мы, уверовавшие в Него, через крещение можем перейти «на другую сторону» от греховного мира и силой благодати спасти свои души.
Далее - Тропари третий и четвертый....

Христос Царь! Ты, ради очищения нас от грехов, пришел к реке Иордану, как человек, и требуешь рабского крещения от руки Предтечи.

Мы поем о грехах наших, которые явились причиною изменения человека и природы. И ради их очищения Царь Христос приходит к Иоанну и просит креститься, как раб.

"Ты, Господи Безгрешный, принявший образ раба, пришел к голосу взывающего в пустыне: «Приготовьте путь Господу», и просишь у него крещения. Увидели Тебя воды и убоялись; Предтеча затрепетал и громко воскликнул: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды».

В четвертом тропаре говорится о страхе самого Иоанна и твари, что Бог пришел креститься в образе человека, раба; потому что Ему Самому, как безгрешному, не от чего было очищаться, не в чем каяться; но Он взял на Себя мира грех, потому Иоанн просит Его: «освяти меня и воды, Спасе», то есть человека и тварь – очищающей благодатию Святого Духа.

Паремии -
Далее читаются три фрагмента из книги святого пророка Исаии. Чтения из Ветхого Завета в богослужении называются паремиями.

Паремия первая:
Книга пророка Исаии (35, 1—10)

В этой паремии пророк, провидя будущее спасения людей, ободряет всех, призывая верить в спасение и великие обетования Господа. Еще только предощущая богоявление, пророк радуется и зовет всех распрямиться, ободриться, надеяться: есть чего ждать!

«Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать… Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки… и возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся».

Паремия вторая:
Книга пророка Исаии (55, 1—13)

Пророк Исаия зовет всех жаждущих идти и насытится водой. Благодать не купишь за деньги, она подается даром. Однако для этого нужно оставить прежние мысли и уверовать в Господа, призывать Его. Эти слова — призыв Божий ко спасению всех людей. Пророчество о проповеди Евангелия, о вечной радости и блаженстве уверовавших и спасенных людей.

«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко…Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду…Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших… Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.

Паремия третья:
Книга пророка Исаии (12, 3—6)

В этой паремии прямо говорится о воде как о источнике благодати. Пророк призывает всех к радости, потому что Бог «посреди Израиля», среди нас, пришел и явился Своему народу.

«И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.»

Затем читаются Апостол и Евангелие.

В Апостольском чтении (зачало 143-е: 1Кор.10:1-4) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос.

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
и все крестились в Моисея в облаке и в море;
и все ели одну и ту же духовную пищу;
и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

В Евангелии (зачало 2-е: Мк.1:9-11) повествуется о Крещении Господа.

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Особые прошения Мирной ектении и молитва на освящение воды
К обычным прошениям Великой или Мирной ектении («Миром Господу помолимся») добавляются прошения на освящение воды. В рамках этой публикации нет возможности рассказывать о них подробно. Достаточно вслушаться в них. Помнится, с одной сестрой во Христе мы собирались впервые после службы погрузиться в источник. Мне было очень страшно, но она сказала мне: «Послушай ектению. Разве ты не понимаешь, что все это может нам даровать Господь?»

После десятого прошения священник начинает особо молиться (приводим прошения сразу в переводе на русский язык):

10. «Чтобы силою, действием и наитием Святого Духа освятились эти воды Господу помолимся…».

11. «Чтобы очистительная действенная сила Божественной Троицы снизошла на эту воду, Господу помолимся».

12. «Чтобы силою, действием и наитием Святого Духа даровалась ей спасительная благодать и благословение Иордана, Господу помолимся».

13. «Чтобы Господь скоро ниспроверг сатану под ноги наши и расстроил всякие лукавые замыслы, направляемые против нас, помолимся».

14. «Чтобы Господь Бог избавил нас от всех диавольских козней и искушений и сделал достойными обещанных благ Господу помолимся».

15. «Чтобы через наитие Святого Духа просветится нам светом познания и благочестия, Господу помолимся».

16. «Чтобы Господь Бог ниспослал благословение Иордана и освятил эти воды, Господу помолимся».

17. «Чтобы эта вода послужила даром освящения, избавлением от грехов, исцелением душ и тел и для всякой особенно необходимой помощи, Господу помолимся».

18. «Чтобы эта вода содействовала нам к достижению вечной жизни, Господу помолимся».

19. «Чтобы послужила она к удалению всех козней видимых и невидимых врагов, Господу помолимся».

20. «О почерпающих и принимающих ее для освящения домов Господу помолимся».

21. «Чтобы послужила она для очищения душ и тел всем, с верою почерпающим и пьющим ее, Господу помолимся».

22. «Чтобы через принятие этой воды при таинственном явлении Святого Духа удостоиться нам полноты освящения, Господу помолимся»...
(Ксения Русланова).
Полностью материал здесь - [Link]
Сергей Лошаков # 18 января 2025 в 10:23
Красивое праздничное фото, Лиза! С большим торжеством тебя!
Сергей Лошаков # 19 января 2025 в 10:11
С Крещение Господним, Лиза! И тебе ответные приветы и поздравления!!! smile angel v
ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:12
Очень приятно, рада!
Со святыми днями по Крещении Господа!!
ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:11
Да, Серёжа!
Благодарю и от всей души взаимно поздравляю!!
Сергей Лошаков # 21 января 2025 в 12:57
smile v
S.Иваныч # 18 января 2025 в 10:25
С наступающим Праздником, Лиза!


ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:10
Благодарю, Сергей!
С праздником святого Богоявления - Крещения Господа!!!
Татьяна Чернышева # 18 января 2025 в 12:27
Лиза, с Крещенским сочельником!
ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:13
Танечка, "во Христа крестились, во Христа облеклись"!
С праздником!!!
Андрей Ломакин # 18 января 2025 в 12:47
С Крещенским Сочельником!!!
ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:15
И уже с наступившим Днём святого Богоявления!!
N_ZV # 18 января 2025 в 20:05
С Праздником дорогая,Елис!
ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:17
С днём Богоявления - Крещения Господа, Звездочка!
Сергей А. # 19 января 2025 в 07:29
С Крещением, Лиза!
ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:19
Сергей, мои взаимные поздравления!
Вячеслав Касаткин # 19 января 2025 в 15:54
С КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДНИМ!
Александр K. # 19 января 2025 в 18:58
С Крещением Господним, Лиза!!!
ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:24
Спасибо, Саша, Саша, взаимно поздравляю!
ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:44
БЛАГОДАРЮ! С КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДА
И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!!
Нина (draika) # 20 января 2025 в 00:17
С Крещением Господним, Элис!
ЭЛИС:) # 21 января 2025 в 11:46
Рада поздравлению, примите и мои Вам добрые пожелания в эти святые Крещенские дни!
marina # 22 января 2025 в 15:20
Очень красивый снимок, Лиза! С праздником!
ЭЛИС:) # 23 января 2025 в 08:10
Мариночка, я и сама к этим утренне-Рождественским
неравнодушна видам... angel Благодарю!
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Strasbourg
 ()
Фотограф Strasbourg
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Краснодар
 ()
Фотолюбитель Березники
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Томск