|
Сегодня Крещенский сочельник, НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ18 января (5 января по старому стилю) — в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник. ******************************************************************* Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво. Крещенский сочельник – древнейший однодневный пост, возник примерно в III веке одновременно с появлением праздника Богоявления, который на ранней стадии представлял собой совмещенное празднование Рождества Христова и Богоявления. Этот постный день был аналогом предпасхального поста, который в конце II – начале III века длился два дня или 40 часов. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога». При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. ******************************************************************* Практический совет: В любой ситуации христианин, после краткой молитвы (Господи, помоги, вразуми), должен спросить себя первым делом: какой мой христианский долг, что от меня здесь ждёт Бог, как я должен правильно поступить, для чего я мог быть сюда поставлен? И всегда задавайте себе вопрос: кто режиссёр всей этой ситуации? ("АЗБУКА ВЕРЫ") |
Дата публикации: 18 января 2025 |
Фото нравится: +92 |
(размещаю предрождественскую проповедь Черкасского митрополита сейчас, перед Великим праздником Богоявления Господня, в поддержку православных Украинской церкви Христовой!!!
Комментарии под видео тоже заслуживают внимания.
(источник фото: сайт Александро-Невского собора г. Барнаул).
"О чем молится Церковь, освящая воду в праздник Крещения Господня? О чине Великого освящения воды" —
Праздник Богоявления согрет необычайной теплотой благодатного дыхания Святого Духа, освящающего все творение. «Днесь (сегодня) вод освящается естество», — поет Церковь. А вместе с тем и мы просим освятить нас через прикосновение, омовение и вкушение освященной в этот день воды, которую называем мы крещенской. Церковь же именует её агиасмой. Давайте вникнем в молитвы чина освящения воды, вслушаемся, о чем просит Церковь Бога в этот великий праздник, когда Бог явил Себя миру в Троице.
«Крещенская вода не мерзнет»
В начале хочется поделиться свидетельством святости агиасмы (крещенской воды).
В начале 90-х годов прошлого столетия я пела в восстанавливающемся храме. Свидетели эпохи помнят атмосферу тех лет: службы шли в диком холоде, в помещении полуразрушенной церкви с натянутой на зияющие раны окон пленкой и отверстиями в крыше. Помнится, батюшка, усаживаясь после службы за руль старенькой «Волги», синими от холода руками не всегда мог взяться за руль и при этом шутил, веселя заледеневших певчих, что «странное дело, руки посинели, а голова не мерзла, видимо, там одна кость».
Так вот, в одно из таких морозных воскресений в конце Литургии отец Владимир вышел на амвон и сказал: «Братия и сестры, вот, хочу показать обыкновенное чудо. У меня в алтаре рядом стоят две баночки воды: простая и крещенская. Так вот, смотрите», — и он вынес эти две стеклянные поллитровые баночки. — «Простая вода замерзла, а крещенская нет».
И, действительно, простая вода в первой банке покрылась льдом, а вторая, с крещенской, была совершенно нетронута морозом.
Это чудо многим тогда пошло во укрепление веры.
Златые нити святости протянуты через века —
Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на день Крещения Господня, произнесенной в 387 г. в Антиохии, отмечает:
«В полночь на этот праздник [Богоявления] все, начерпав воды, приносят ее домой и [затем] хранят ее целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».
Как мы видим, в IV веке уже существовало освящение воды. И великий Учитель Церкви святой Иоанн свидетельствует о тех же свойствах ее, что известны и нам.
Впервые воду стали освящать в Египетской Православной Церкви, а спустя несколько десятилетий эта традиция распространилась повсюду.
«В месяце златохитонном на празднество тайны Господней:
Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают.
Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага
Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче,
Хоть от истока вдали пребудет многие годы,
Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина…»
Эти строки принадлежат Павлу Силенциарию, жившему в VI веке, и из них очевидно, прямо следует, что в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом: богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии.
Так и в советское время люди с молитвой набирали воду в полночь праздника из источника, и она не портилась и обладала всеми свойствами святой агиасмы. Ведь в эти дни Спаситель мира, Воплотившийся Бог Слово вошел в воды, чтобы креститься от Иоанна. При этом произошло Богоявление: свыше был слышен глас Отца, и Дух Святой в виде голубя снизошел с Небес. Так явлением Бога и присутствием Его в водах освятилось Божественной благодатью все водное естество. И это освящение продолжает повторяться и сегодня, в наши дни.
Порядок Великого освящения воды —
В целом, само последование Великого освящения воды не так уж отличается от малого.
Оно тоже совершается в завершение Литургии по заамвонной молитве.
Начинается оно с пения тропарей (стихир), затем следуют чтения из Священного Писания, как и при малом освящении воды, и Евангелия.
Затем идут прошения Мирной ектении, молитва на освящение воды, окропление верующих и завершающие песнопения (стихира).
Все эти черты есть и в малом освящении воды. Но в чине Великого её освящения они особые. А также и молитва для этого тоже иная.
Давайте разберем тексты последования подробнее —
Тропари на освящение воды «Глас Господень»
Сразу после заамвонной молитвы Литургии (когда после Причащения священник спускается с солеи и читает молитву, обращенный к Царским вратам), певцы начинают произносить особые песнопения, и все идут к месту освящения воды.
Тропарь первый:
Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.
Голос Господа взывает на водах, говоря: «Приидите все и приимите Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, Явившегося Христа»
Это Церковь устами святого Иоанна Предтечи (его называет Гласом Господа) обращается ко всем и призывает получить от Бога благодатные дары для соединения с Ним и спасения души.
Тропарь второй:
Днесь вод освящается естество, и разделяется Иoрдан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.
Ныне освящается водное естество; Иордан, видя Крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение.
Во втором тропаре прямо говорится об освящении вод, а также приводится сравнение с переходом иудеев через Красное море, когда оно остановило свои воды. Так и Иордан «возвращает струи», увидев Владыку мира, пришедшего креститься. А мы, уверовавшие в Него, через крещение можем перейти «на другую сторону» от греховного мира и силой благодати спасти свои души.
Далее - Тропари третий и четвертый....
Христос Царь! Ты, ради очищения нас от грехов, пришел к реке Иордану, как человек, и требуешь рабского крещения от руки Предтечи.
Мы поем о грехах наших, которые явились причиною изменения человека и природы. И ради их очищения Царь Христос приходит к Иоанну и просит креститься, как раб.
"Ты, Господи Безгрешный, принявший образ раба, пришел к голосу взывающего в пустыне: «Приготовьте путь Господу», и просишь у него крещения. Увидели Тебя воды и убоялись; Предтеча затрепетал и громко воскликнул: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды».
В четвертом тропаре говорится о страхе самого Иоанна и твари, что Бог пришел креститься в образе человека, раба; потому что Ему Самому, как безгрешному, не от чего было очищаться, не в чем каяться; но Он взял на Себя мира грех, потому Иоанн просит Его: «освяти меня и воды, Спасе», то есть человека и тварь – очищающей благодатию Святого Духа.
Паремии -
Далее читаются три фрагмента из книги святого пророка Исаии. Чтения из Ветхого Завета в богослужении называются паремиями.
Паремия первая:
Книга пророка Исаии (35, 1—10)
В этой паремии пророк, провидя будущее спасения людей, ободряет всех, призывая верить в спасение и великие обетования Господа. Еще только предощущая богоявление, пророк радуется и зовет всех распрямиться, ободриться, надеяться: есть чего ждать!
«Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать… Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки… и возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся».
Паремия вторая:
Книга пророка Исаии (55, 1—13)
Пророк Исаия зовет всех жаждущих идти и насытится водой. Благодать не купишь за деньги, она подается даром. Однако для этого нужно оставить прежние мысли и уверовать в Господа, призывать Его. Эти слова — призыв Божий ко спасению всех людей. Пророчество о проповеди Евангелия, о вечной радости и блаженстве уверовавших и спасенных людей.
«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко…Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду…Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших… Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
Паремия третья:
Книга пророка Исаии (12, 3—6)
В этой паремии прямо говорится о воде как о источнике благодати. Пророк призывает всех к радости, потому что Бог «посреди Израиля», среди нас, пришел и явился Своему народу.
«И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.»
Затем читаются Апостол и Евангелие.
В Апостольском чтении (зачало 143-е: 1Кор.10:1-4) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос.
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
и все крестились в Моисея в облаке и в море;
и все ели одну и ту же духовную пищу;
и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
В Евангелии (зачало 2-е: Мк.1:9-11) повествуется о Крещении Господа.
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Особые прошения Мирной ектении и молитва на освящение воды
К обычным прошениям Великой или Мирной ектении («Миром Господу помолимся») добавляются прошения на освящение воды. В рамках этой публикации нет возможности рассказывать о них подробно. Достаточно вслушаться в них. Помнится, с одной сестрой во Христе мы собирались впервые после службы погрузиться в источник. Мне было очень страшно, но она сказала мне: «Послушай ектению. Разве ты не понимаешь, что все это может нам даровать Господь?»
После десятого прошения священник начинает особо молиться (приводим прошения сразу в переводе на русский язык):
10. «Чтобы силою, действием и наитием Святого Духа освятились эти воды Господу помолимся…».
11. «Чтобы очистительная действенная сила Божественной Троицы снизошла на эту воду, Господу помолимся».
12. «Чтобы силою, действием и наитием Святого Духа даровалась ей спасительная благодать и благословение Иордана, Господу помолимся».
13. «Чтобы Господь скоро ниспроверг сатану под ноги наши и расстроил всякие лукавые замыслы, направляемые против нас, помолимся».
14. «Чтобы Господь Бог избавил нас от всех диавольских козней и искушений и сделал достойными обещанных благ Господу помолимся».
15. «Чтобы через наитие Святого Духа просветится нам светом познания и благочестия, Господу помолимся».
16. «Чтобы Господь Бог ниспослал благословение Иордана и освятил эти воды, Господу помолимся».
17. «Чтобы эта вода послужила даром освящения, избавлением от грехов, исцелением душ и тел и для всякой особенно необходимой помощи, Господу помолимся».
18. «Чтобы эта вода содействовала нам к достижению вечной жизни, Господу помолимся».
19. «Чтобы послужила она к удалению всех козней видимых и невидимых врагов, Господу помолимся».
20. «О почерпающих и принимающих ее для освящения домов Господу помолимся».
21. «Чтобы послужила она для очищения душ и тел всем, с верою почерпающим и пьющим ее, Господу помолимся».
22. «Чтобы через принятие этой воды при таинственном явлении Святого Духа удостоиться нам полноты освящения, Господу помолимся»...
(Ксения Русланова).
Полностью материал здесь - [Link]
Со святыми днями по Крещении Господа!!
Благодарю и от всей души взаимно поздравляю!!
С праздником святого Богоявления - Крещения Господа!!!
С праздником!!!
И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!!
неравнодушна видам...