| Внутреннее убранство базилики Санта-Мария-ин-Траставере. РимСанта-Мария-ин-Трастевере — одна из самых древних церквей Рима. Утверждается, что это первый римский христианский храм, в котором была открыто проведена месса .
Как считают ученые, базилика была воздвигнута папой Юлием I в IV веке, хотя по традиции считается, что храм возник еще раньше: в первой половине III века, после смерти папы Каликста I .
Каликст был замучен в 222 году близ нынешней площади Piazza di San Callisto в Трастевере . Жил он тоже, как полагают, в этом районе; возможно, как раз на площади Санта-Мария-ин-Трастевере.
Посвящение Богоматери церковь получила в конце VIII века.
Пояс из шести восхитительных мозаик Пьетро Каваллини 13 в. С помощью мозаик гениальный художник рассказывает нам о жизни Марии, рождении Христа, о коронации Мадонны и др.
Древние мозаики покрывают конху (полукупол), а также поверхность арки апсиды. Эти мозаики были выполнены при кардинальной перестройке церкви, в середине 1140-х годов.
На центральной мозаичной композиции представлен восседающий на престоле Христос с Богоматерью в окружении святых. Рука Всевышнего тянется из облаков, указывая на Христа и коронуя его венком.
Богоматерь, облаченная в корону и роскошные одежды, расшитые золотом и украшенные драгоценными камнями, представлена в образе юной царицы, а также невесты Христовой. Богоматерь и Христос сидят на одном троне так близко, что их тела соприкасаются, и Христос обнимает ее за плечи правой рукой. В левой руке Спаситель держит раскрытую книгу с надписью “Veni electa mea et ponam in te thronum meum” («Приди, Моя избранница, и Я поставлю в тебе Мой престол») (это литургический текст на праздник Успения (см. Песнь песней (4:8)); этими словами Христос приветствует Марию на Небе). В руках у Богоматери — свиток со словами “Leva eius sub capite meo et dextera illius amplesabitur me” («Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня»). Эти слова из Песни песней (2:6 и 8:3) тоже используются в литургии на праздник Успения, который традиционно отмечался в Риме в ночь на 15 августа пышными процессиями. Некоторые исследователи полагают, что вереница персонажей мозаики являются аллюзией на эти процессии, во время которых происходило «общение» (почти объятие!) двух икон: Спасителя и Богоматери .
Изображение Христа и Марии на одном троне в виде жениха и невесты — в то время подобная композиция не имела прецедентов в римском искусстве. Данная иконография, Maria Ecclesia, представляет Деву Марию как олицетворение Церкви, невесты Христовой и одновременно всей Римской церкви, а также данной конкретной базилики
Центральный неф отделен от боковых античными гранитными колоннами разного диаметра с разнообразными ионическими и коринфскими капителями. Общее число колонн — 21 (нечетное, поскольку ближайшая ко входу часть правого нефа занята вышеописанным вестибюлем).
Когда в XII веке базилику перестраивали, то стройматериалы заимствовали из руин терм Каракаллы. Оттуда же, как считается, поступили и эти колонны и капители . Также есть вероятность, что они происходят из руин храма Исиды на Яникуле [31]. В XIX веке ученые распознали в резном узоре капителей лица Исиды, Сераписа и Гарпократа, и во время реставрации Пия IX эти оскорбительные для христианства образы были частично уничтожены или искажены . Несмотря на это, некоторые резные лица упомянутых египетских богов сохранились.
Роскошный деревянный потолок выполнен по рисунку Доменикино (итал.Domenichino,1581-1641), итальянский художник болонской школы, наставник Пуссена и Лоррена, предшественник классицизма, и украшен цветными гербами и фигурой Богоматери на медной основе. |