Ярославль. Торговый дом хлебных товаров И. А Вахромеева с сыновьями

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 2 января 2020 в 20:41
Ярославль. Торговый дом хлебных товаров И. А Вахромеева с сыновьями
Адрес: Ярославль, улица Андропова (Екатерининская), 9 / улица Нахимсона (Рождественская), 9
Строительство: Конец 18 — начало 20 веков
Стиль: Классицизм
Сейчас: Департамент финансов Ярославской области

«Гений места» – так говорят о персонах, чьи имена и свершения неразрывно связаны с городом их судьбы. Свой «гений места» был и в Ярославле. Не художник, не литератор и даже не актер… Неповторимую атмосферу нашего древнего торгового города мог воплотить лишь купец. Но купец далеко незаурядный. Предприниматель, ученый, меценат и общественный деятель – таким был Иван Александрович Вахромеев, ставший «отцом города» и подлинным «гением места» для Ярославля.
Сага о Вахрамеевых
На страницах ярославской истории XIX – начала XX столетий фамилия Вахрамеевых встречается буквально на каждом шагу. Это были крупнейшие коммерсанты того времени, не искавшие счастья в столицах, но добившиеся успеха на родной земле. Клан Вахрамеевых был весьма многочисленным, а его представители, подобно Будденброкам или Форсайтам, могли бы стать героями великой саги о ярославских негоциантах. Сам Иван Александрович, серьезно занимавшийся изучением своей родословной, настаивал, что их династия происходила от ярославского торговца Варфоломея (или Вахромея) Масленникова, жившего в XVII веке. Именно потому, в отличие от родственников – табачных и белильных фабрикантов Вахрамеевых, он сознательно писал свою фамилию через «о» – Вахромеев.
Впрочем, отличия этим не исчерпывались. Будучи самым известным и успешным представителем своего рода, Вахромеев явно не вписывался в образ провинциального толстосума. Он был не просто деловым человеком, а «человеком дела» – в подлинном смысле этого слова.
Отец нашего героя – Александр Вахрамеев начинал свое торговое дело с лотка разносчика. К концу жизни, благодаря упорству и бережливости, он стал купцом I гильдии, оставив сыну несколько мукомольных предприятий в Ярославле и губернии. Казалось бы, что еще нужно для благополучия? Однако, интересы и амбиции Ивана Александровича простирались куда шире. Тяга к самореализации и жажда созидательной деятельности вывели этого неординарного человека в число знаковых фигур Ярославской истории, сумевшего послужить во благо родному городу.
«Хлебный» бизнес
Приумножив отцовский капитал, Иван Вахромеев активно расширял горизонты семейного бизнеса. К началу ХХ века, помимо мукомольного производства, ему принадлежали свинцово-белильный и маслобойный заводы, 2 парохода, а также многочисленные магазины и лавки. В 1897 году вместе с зятем А. А. Титовым Иван Александрович учредил в Ростове товарищество «И. Вахромеев и Кo.», включавшее цикорную фабрику, паточный и саговый заводы.
Торговый дом хлебных товаров
«И. А. Вахромеев и сыновья» «кормил» десяток губерний Центральной России. Крупчато-мукомольная мельница Вахромеева считалась одной из достопримечательностей Ярославля. Оборудованная «по последним научным приспособлениям», она возвышалась на тихом берегу Которосли символом промышленного века. Передовым предприятием была и вахромеевская мельница в Исадах (ныне Семибратово). Построив плотины на реке Устье, Иван Александрович оснастил ее мощнейшими по тем временам турбинами и установил динамомашину постоянного тока, приводимую ими в движение. Все это было тогда в диковину, и на предприятиях Вахромеева нередко организовывались экскурсии. По свидетельству путеводителя, туристы могли воочию проследить, «как из зерновых хлебов получаются необходимые для человека пищевые продукты».
Управляя финансовой империей, Вахромеев был сторонником строгой дисциплины, но умел ценить хороших работников. В эпоху, когда проблемы социального законодательства казались большинству фабрикантов разговорами «от лукавого», Вахромеев учреждал пособия, пенсии и всячески поощрял своих служащих. Местом «у Вахромеева» дорожили: специалисты работали у него десятки лет, а иные, благодаря достойному заработку, выходили «в люди» и открывали собственное дело.
Городской голова
В 32 года Иван Вахромеев был избран гласным (или, говоря современным языком, депутатом) Городской Думы. Для столь состоятельного человека, как он, участие в общественной жизни города было фактически неизбежным. По законам пореформенной России крупные промышленники и владельцы недвижимости представляли подавляющее большинство в органах городского самоуправления. Более того, они же фактически и являлись городским «электоратом». Однако в случае Ивана Вахромеева светская обязанность превратилась в подлинное служение городу, дело всей жизни, которому купец отдавал не только силы, но и собственные средства.
C 1881 года Иван Александрович становится городским головой Ярославля. Этот пост, сопоставимый с должностью мэра в современной России, Вахромеев занимал в общей сложности 16 лет. Именно его стараниями в городе появились водопровод и трамвай, электрическое освещение и телефонная связь. Преобразились городские улицы, набережная Которосли была засажена деревьями. Для городской бедноты было возведено здание Ночлежного дома, а близ Вознесенских казарм открылась бесплатная библиотека-читальня – «с целью отвлечь народ от кабаков».
Провинциальный Ярославль медленно сворачивал с наезженой колеи, зачастую неохотно и настороженно встречая новшества. Тот же водопровод у нас собирались построить два десятка лет, и лишь при Вахромееве дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Иван Александрович настаивал, убеждал, действовал жестко и решительно, наживая себе тайных и явных недоброжелателей в кулуарах городской власти. Однако не сразу, но постепенно строптивая и в то же время рыхлая купеческая дума становилась покладистей, позволяя Вахромееву взять Ярославль в свои руки.
Не жалея средств
Там, где городских ресурсов на благоустройство не хватало, городской голова без лишних разговоров вкладывал в общее дело личный капитал. На средства Вахромеева была осуществлена реконструкция Ильинской площади и реставрация знаменитой церкви Ильи Пророка. Пожертвовав 60 000 рублей серебром, Иван Александрович настоял, чтобы реставрационные работы проводилась на научной основе, что для России того времени было случаем уникальным.
Возможность послужить родному городу Вахромеев, казалось, замечал повсюду. По его инициативе в 1885 году на месте пустынной Плацпарадной площади, утратившей к концу XIX века свое значение, был разбит уютный сквер. В наши дни этот зеленый уголок известен ярославцам под именем Демидовского сквера, но современники мецената чаще величали его Вахромеевским.
На средства Вахромеева существовали благотворительные и научные общества, издавались краеведческие труды, открывались музеи. Не удивительно, что сам он, по воспоминаниям земляков, не был «слишком большим богачом». Жертвуя огромные суммы на благо Ярославля, Иван Александрович делал это «без шума», спокойно и просто. В частности, при Вахромееве в городе было учреждено добровольное Вольно-пожарное общество, но финансов на постройку нового депо не хватало. Один из членов Общества, С. В. Дмитриев вспоминал, как ходили с подписным листом собирать деньги на каланчу. По смете на строительство требовалось 7,5 тысячи рублей. «Вахромеев взял лист, что-то подписал и подал нам его обратно. При нем, понятно, неудобно было рассматривать, что и сколько написано в листе. Выйдя на улицу, заглянули и ахнули: подписано «10 000 рублей. И Вахр…» (он очень плохо писал)».
«Просвещенный лабазник»
В формулярном списке о службе И. А. Вахромеева значилось: «образование получил домашнее». По воспоминаниям современников, городской голова даже коротокой записки не мог написать без грамматических ошибок, но всю жизнь страстно стремился к знаниям. В интеллектуальном отношении Иван Александрович был, пожалуй, тем человеком, о которых сегодня говорят «selfmademan». Не ограничиваясь заботами о материальном благополучии, он живо интересовался наукой и искусством, с уважением относился к наследию древнего Ярославля и всеми силами стремился сохранить его для потомков.
Нередко Вахромеева с сарказмом называли «просвещенным лабазником». Тем не менее этот сдержанный, неизменно корректный и деятельный купец свободно общался с академиками и учеными, являлся членом многих научных обществ. Именно Иван Александрович выступил учредителем и «спонсором» Ярославской губернской ученой архивной комиссии, сыгравшей огромную роль в изучении истории города.
Увлекаясь историей, Вахромеев обладал великолепной библиотекой, собрал уникальную коллекцию древних рукописей и нумизматический кабинет, переданные в дар местным и столичным музеям. Даже собственный особняк – редкий памятник ярославского барокко, купец не стал перестраивать в духе хвастливой эклектики, а, напротив, тщательно восстановил фасады по старым чертежам. После реставрации роскошный особняк Вахромеева стал подлинным украшением города и в наши дни «засветился» во многих известных кинолентах.
В предпринимательской деятельности, в общественной жизни или в самообразовании – Иван Вахромеев никогда не останавливался на достигнутом. Требовательный к себе и другим, он умел видеть не только проблемы, но и способы их решения. «Город может обеднеть, – говорил Иван Александрович. – Но я верю твердо, что ни в нас, ни в наших потомках не обеднеет любовь к Родине».

[Link]
Автор статьи Mария Aлександрова

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом Вахрамеева, конец XVIII в., начало ХХ в.» являются:
Композиционные особенности здания, участвующего в формировании сплошной линии застройки улиц Андропова и Нахимсона, закрепляющего угол квартала;
Объёмно-пространственная композиция Г-образного в плане двухэтажного с подвалом и маленькой антресолью над дворовым фасадом объёма со скошенным острым северным углом, на котором расположен главный вход с трёхступенчатым трапециевидным стилобатом, с тремя лицевыми фасадами: северным (угловым), северо-западным (выходит на улицу Нахимсона) и северо-восточным (выходит на улицу Андропова), со сквозным проездом на крайней восточной оси северо-восточного фасада; скатная форма, габариты, угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямой двухскатной крыши с вальмой над северным углом;
Местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проёмов и проездного проёма лицевых фасадов: осевое расположение, прямоугольная форма с двухцентровым арочным завершением крупных витринных оконных проёмов первого этажа; осевое расположение, прямоугольная форма оконных проёмов второго этажа; осевое расположение, прямоугольная форма с арочным завершением крупного дверного проёма парадного входа; прямоугольная форма с двухцентровым арочным завершением сквозного проезда; характер столярных заполнений оконных проёмов: вертикальная дробная расстекловка фрамуг, двенадцатичастная расстекловка рам, из которых две центральные, более широкие – распашные, боковые – узкие, тонкие обвязки выделяют узкие верхние и нижние части рам; характер столярных заполнений дверных проёмов;
Материал капитальных стен объёмов – красный глиняный кирпич; материал кровли – металл; Композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов, включая низкий рельефно выделенный цоколь; в простенках витринных окон и на углах северного (углового) фасада лопатки в два этажа, покрытие глубоким фацетированным рустом с филёнками, заполненными штукатурной фактурой «под шубу»; профилированный междуэтажный карниз, раскрепованный лопатками; профилированный надоконный карниз второго этажа, слабо раскрепованный лопатками; фацетированный веерный руст первого этажа с филёнчатыми квадрами; филёнчатые коринфские пилястры в простенках окон второго этажа, на осях окон первого этажа с прямоугольным вертикальным пьедесталом с прямоугольной горизонтальной филёнкой в верхней части, на осях простенков первого этажа – по сторонам лопаток; плоские прямоугольные горизонтальные профилированные ниши под окнами второго этажа; прямоугольные горизонтальные филёнки над окнами второго этажа; подоконные полочки простого профиля с фасками на нижних гранях; тосканские полуколонны на пьедесталах, расположенные на угловых лопатках, фланкирующих вход; композитные пилястры на вертикалях полуколонн с пьедесталами-раскреповкой междуэтажного пояса, с простыми прямоугольными базами, с S-образно выгнутой лицевой гранью, прогиб которой обозначен полуваликом с тремя треугольными «каплями»-подвесками и тремя проточками-каннелюрами под ними и завершается валиком с двумя небольшими полочками сверху и снизу; гладкий фриз, на северо-западном и северо-восточном фасадах раскрепованный на вертикалях лопаток, с окнами-продухами, смещёнными от центра кверху, на вертикалях пилястр; профилированный карниз значительного выноса; арочный фронтон над угловым (северным) фасадом; прямоугольные в плане парапетные тумбы на крыше с плоскими прямоугольными нишами на лицевых гранях;
Характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен;
пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах; Материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий: своды монье в западных помещениях первого этажа.

[Link]
 ()
фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Омск
 ()
Москва
 ()
Москва
 ()
Фотограф... Псков
 ()
Фотограф Москва
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Репортажный... Белгород
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф-лю... Санкт-Петербург
 ()
Москва
 ()
Фотограф Омск
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
фотолюбитель Кострома
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф Омск
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Омск
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф Ташкент