|
Храм преподобного Сергия Радонежского в селе КомягиноСо слайда 1970 г. Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье |
Дата публикации: 11 апреля 2019 |
Фото нравится: +84 |
Зодчие объединили два, казалось бы несоединимых, объема — прямоугольник с цилиндром (базилику с ротондой). На основной прямоугольный объем здания, сумрачный и без окон, они установили цилиндр с главой (маковкой). В цилиндре были прорезаны многочисленные окна, через которые в здание хлынул свет. Яркая круглая ротонда олицетворяла собой божественное небо. А переход от прямых стен к круглым создавал впечатление центричности и устремленности к небу. Из мрака к свету — таков был замысел зодчих. Он соответствовал основной идее христианства — Бог с нами! Возведен был храм в царствование Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова. Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. В последствии за сопротивление реформам Петра I был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь в 1721 г., пострижен в монашество с именем Иоанникия. В 1728 г. селом владел внук Н. И. Акинфова – Николай Акинфов. В 1729 г. село купил В. И. Лопухин, а у него в 1749 г. село выкупил граф А. Д. Бестужев-Рюмин. Среди древнего дворянского рода Акинфовых были знаменитые окольничьи, бояре, предводители, губернаторы, военные, сенаторы. Кстати, вот тоже достаточно интересный факт, Акинф Великий был пра-пра-прадедушкой А. С. Пушкина. Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино является одним из лучших памятников архитектуры в Подмосковье. Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Вход на колокольню сделан в толще стен. Первоначально к трапезной с севера примыкал второй придел свт. Григория Нисского, а с юга — крытая паперть, разобранные в середине XVIII века. Некогда украшавшие северный придел «муравленые» изразцы почти полностью утрачены. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма. На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но и его постигла участь поругания. В 1929 г. храм закрыли, варварски разграбили его, иконы XVII в. выставили, как ненужный хлам в ближайший овраг. Внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Бесследно исчезли старинные кресты, мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно описи 1924 г.). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза “Красный Октябрь”. Была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, «добывали» и кирпичи из стен. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место. Спасла храм от полного разрушения реставрация в 1950-х г. под руководством В. Д. Давида. В 1980 г. была проведена повторная реставрация под руководством Б. Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора. В 1991 году храм был передан Церкви.