Вологда. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Надвратный Вознесенский храм

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 2 октября 2017 в 20:05
Вологда. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Надвратный Вознесенский храм
Адрес: Вологда, поселок Прилуки
Строительство: 1588-1590
Стиль: Древнерусский стиль

В северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря находится прежний главный въезд в обитель - так называемые Святые ворота с небольшой надвратной церковью Вознесения Господня, построенные вскоре после соборного Спасского храма. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Святые ворота, Вознесенская церковь над ними и часть каменной стены являются древнейшей частью монастырской ограды, возникшей в конце XVI века, когда все остальные стены с башнями были еще деревянными. Позднее Вознесенская церковь и Святые ворота оказались включенными в кольцо крепостных стен XVII века и кажутся как бы встроенными в эти более поздние каменные стены.
Первоначально (в 1590 г.) церковь была освящена во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата, покровителя русских в ратном деле, оберегающего от врагов вход в обитель, и называлась так до XIX века. Существует предположение, что она была освящена в честь ангела царя Федора, сына Ивана IV, вступившего на престол в 1584 году, и, возможно, каким-то образом способствовавшего строительству в Спасо-Прилуцком монастыре. В XVIII и начале XIX века вследствие бывших в монастыре пожаров церковь сильно пострадала и находилась в таком состоянии до 1815 года, когда и была переосвящена во имя Вознесения Господня.
Надвратная церковь Федора Стратилата (Вознесения Господня) неоднократно перестраивалась, однако современные реставрации вернули церкви первоначальный вид, и в настоящее время она вновь обрела то важное значение в архитектурном ансамбле Спасо-Прилуцкого монастыря, которое ей придавалось с момента сооружения. Вознесенский надвратный храм очень прост по композиции и в то же время оригинален. Его кубический объем по образцу древнейших надвратных сооружений Руси лишен алтарных апсид, этого типичного элемента церковного здания. Завершает храм одна световая глава, первоначально водруженная на два ступенчато-пирамидальных яруса кокошников (кровля изменена на купольную в 1815 г.). Кокошники не отвечали конструкции сводов и являлись декорацией, усиливающей стройность силуэта всей постройки.
Своеобразный декор барабана главы Вознесенской церкви, появляющийся в зодчестве Северо-Восточной Руси еще в конце XV века, объединяет в себе орнаментальные мотивы новгородско-псковского и московского происхождения. В XVI столетии он становится характерным элементом наружного убранства построек Севера, где постоянно сталкивались художественные влияния Москвы и Новгорода. Многоярусные декоративные завершения Введенской и Вознесенской надвратной церквей повторяют мотив архитектуры главного Спасского собора, и эта повторяемость деталей при существенном различии облика построек в целом сообщает монастырскому ансамблю гибкую гармонию, делает его составные части "несхожими подобиями", то есть придает им качества, высоко ценившиеся в Древней Руси.
Двухчастное членение стен церкви Вознесения, редко встречающееся в древнерусском зодчестве, отражает ее особую внутреннюю структуру - двухстолпную конструкцию интерьера здания. Два сравнительно тонких четырехгранных столба в середине помещения с помощью системы арок, встречающейся в храмах Вологды, поддерживают своды. Между столбами расположена невысокая каменная алтарная преграда; в верхней части столбов для их облегчения устроены разгрузочные арочки. Центральный коробовый свод прорезан световым барабаном на парусах, а угловые части перекрыты оригинальными ступенчатыми сводиками псковского типа. Эта двустолпная конструкция с некоторыми модификациями получает в XVII веке широкое распространение на Севере, особенно в вологодских и костромских храмах.
Колокольня надвратной церкви: в монастырских описях 1684-1693 годов значится, что близ надвратной церкви Вознесения Господня, расположенной в северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря, была пристроена каменная часовня, в которой висели колокола. На часовне были установлены колесные боевые часы, возможно, перенесенные из соборной колокольни.
В 1729-1730 годах часовня была переделана в небольшую колокольню, которая ныне располагается рядом с Вознесенской церковью над крепостной стеной. Четырехгранная призма колокольни, украшенная полуколонками и кокошниками на углах, с легким восьмериком звона завершается вытянутым шатром и главкой. Несмотря на позднейшее происхождение, колокольня надвратной церкви возведена еще в традициях древней Руси.
В августе 1990 года была передана церковной общине надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году открыт мужской епархиальный монастырь. Сейчас храм освящен.

[Link]
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотограф Звездный
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
фотограф,... Омск