Потаённое судно Ефима Никонова - прототип подводной лодки в Сестрорецке

Потаённое судно Ефима Никонова - прототип подводной лодки в Сестрорецке

11 февраля 1720 года русский плотник Ефим Никонов начал строительства «потаённой лодки» — первой русской подводной лодки. От этого события идёт история подводного кораблестроения в России. Плотник Никонов подал в 1718 году челобитную царю: «...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...» Этот документ сохранился в архиве, но государь на него ответа не дал. Тогда изобретатель-самоучка в 1719 году продиктовал писцу новое прошение на имя царя, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаённо и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Пётр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания», а в Адмиралтейств-коллегии произвести Никонова в «мастера потаённых судов». 31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 года. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 года, модель была готова. Её испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаённого огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге. В августе 1721 года в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая отечественная подводная лодка. С большой неопределенностью, так как ни описаний, ни чертежей по этому судну не сохранилось, можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске «пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти», вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Её носовая часть повторяла архитектуру надводного корабля, а кормовая оснащалась рулём. Рубка на верхней палубе имела герметичные смотровые стёкла. В качестве движителя использовались вёсла, экипаж состоял из четырёх человек. Для испытаний было отпущено 50 свечей, что соответствует времени нахождения под водой порядка 10—12 часов.

20 ноября 2015 Просмотров: 356

 

 

 

Комментарии (4)
Юрий Силков не фотогаф! # 20 ноября 2015 в 10:50 0


Вячеслав Касаткин # 21 ноября 2015 в 18:56 0
Интересно.
Юрий Силков не фотогаф! # 22 ноября 2015 в 03:36 0
Вячеслав всё изложил под снимком.
Юрий Силков # 11 декабря 2015 в 10:42 0


 ()
Фотограф Ярославль
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Сезонный... Екатеринбург
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф... Москва
 ()
Фотограф Ярославль
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф-лю... Зеленоград
 ()
Фотограф Иваново
 ()
Фотограф Москва
 ()
любитель Екатеринбург
 ()
фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Кингисепп
 ()
Фотограф Espoo
 ()
фотограф Севастополь
свадьба