Кострома. Храм Воскресения Христова на Дебре

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 16 июля 2015 в 09:27
При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу Волги в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре — великая православная святыня Костромского края, выдаю­щийся памятник русской художественной культуры XVII века.
Название церкви — «на Дебре» — указывает на то, что в древности здесь рос глухой дре­мучий лес. В Костроме существовало две Дебри — Верхняя и Нижняя. Воскресенская церковь была сооружена под горой на Нижней.
Первый деревянный храм, по преданию, здесь был построен еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем (1248–1276 гг.), «мизинным» (младшим) сыном великого кня­зя Ярослава Всеволодовича.
С XV века на Нижней Дебре начал формироваться посад, известный в XVII столетии свои­ми кожевниками. В писцовой книге Костромы за 1628 год отмечены стоявшие на месте ны­нешнего храма посадские «...церковь древяна, верх шатровой, Воскресения Христово, да вверху предел Христовы мученицы Екатерины. Да церковь другая с трапезою, древяна клец­ки, Козмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца». Таким образом, Воскресенский шатровый храм был холодным, а в зимнее время богослужения совершались в стоявшей рядом клетской церкви Космы и Дамиана, святых покровителей ремесленников. Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Иса­ков» с прихожанами, жившими на Нижней Дебре. Он вел обширную торговлю кожами и вхо­дил в состав московской Гостинной сотни. Согласно преданию, деньги на построение церкви были получены нежданным образом, когда вместо выписанных Кириллом Исаковым из Ан­глии красок в одном из бочонков оказалось золото, которое и было пожертвовано на возведе­ние храма. Как и в деревянной церкви, главный престол был посвящен воскресению Христо­ву, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей; Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Екатерининский придел, как видно из описи 1628 года, существовал еще в предыдущем, деревянном, храме. Однако сохранение его в новой постройке, а также освящение здесь прежде не существовавшего Трехсвятительского придела связано, очевидно, с волей заказчи­ка, поскольку его мать звали Екатериной, в честь святой великомученицы, а отец — Григорий — имел своим небесным покровителем святого Григория Богослова, одного из трех великих святителей и учителей Церкви.
Постройка церкви была завершена к 1645 году, а семью годами позже храм был расписан, по мнению современных исследователей, дружиной костромских живописцев во главе с та­лантливыми костромскими художниками Василием Ильиным Запокровским (роспись гале­рей) и Гурием Никитиным (роспись Трехсвятительского придела). Но увидеть церковь во всей красоте Кириллу Исакову было не суждено. Незадолго до освящения он умер и был по­гребен в подклете, а на помин его души «...в дом боголепного Воскресения Христова» братом заказчика был пожертвован в 1645 году серебряный напрестольный крест.
Пятиглавый кубический объем храма на подклете первоначально имел позакомарное по­крытие. Пирамида мелких кокошников венчала Трехсвятительский придел, а окружающая храм с трех сторон галерея была с открытыми арками. Очевидно, в конце XVII века фасады церкви были расписаны «бриллиантовым рустом» (бриллиантовый руст — покраска стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и «трава­ми», что сделало ее еще более живописной. Одновременно с храмом были сооружены трех­шатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены бе­локаменными вставками с изображением льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, дву­главого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником Воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее воскресение, является бдительным стражем святыни, а еди­норог символизирует чистоту и девственность.
Спустя столетие после сооружения храма начались его переделки. В сороковые годы XVIII века были растесаны оконные проемы четверика, позакомарное покрытие заменено четырех­скатным, заложены арки галереи, чтобы сохранить внутренние помещения от внешних нано­сов снега в зимнее время и от большой сырости осенью, скрыты скатной кровлей кокошники на Трехсвятительском приделе.
В 1871–1872 годах к юго-восточному углу храма было пристроено помещение ризницы с полукруглым, как у алтаря, выступом. В это же время маслом была переписана и древняя роспись.
Стоящая с юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ан­самбль. Некогда оба храма окружала общая кованая ограда с фигурными столбами, соору­женная в 1878 году. Точная дата постройки Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возве­дена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве зимнего хра­ма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных рос­писей, икон и памятников декоративно-прикладного искусства в интерьере летнего храма. С запада к Знаменской церкви примыкала многоярусная колокольня. Именовалась в то время церковь Георгиевской и имела два придела: во имя святых мучеников Космы и Дамиана в трапезной и во имя блаженного Прокопия Устюжского под колокольней. Возникновение по­следнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика — тор­говлей по северному речному пути, в том числе и с Устюгом Великим, где подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. В 1799–1802 годы Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего и была переосвяще­на в честь иконы Божией Матери «Знамение». Приделы при этом были объединены и разме­стились в сооруженном вновь восьмерике храма, попасть в который можно было по открыто­му переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела послу­жил, видимо, Богоявленский собор в Костромском кремле.
В дни празднования в 1913 году трехсотлетнего юбилея Дома Романовых Кострому посе­тил император Николай II со своей семьей. 20 мая во второй половине дня он с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией осмотрел церковь Воскресения и поклонился ее свя­тыням.
В начале тридцатых годов ХХ века было прекращено богослужение в Знаменской церкви, а затем закрыта и Воскресенская. По милости Божией у воинствующих атеистов не поднялась рука разрушить церковь Воскресения, как это они сделали со Знаменской, пребывающей и доныне в руинах. В подклете Воскресенского храма разместили тогда воинский склад, а в храме было устроено зернохранилище.
гослужение в церкви воскресения Христова возобновилось в 1946 году при епископе Ко­стромском и Галичском Антонии, который освятил храм 28 июля 1946 года. В церкви не име­лось полов, рам, отсутствовали иконы местного ряда и царские врата, резьба иконостаса была варварски поломана. С помощью прихожан храм был постепенно приведен в порядок. Однако недолгие годы лояльного отношения советской власти к православной церкви смени­лись вновь притеснениями и гонениями. Не обошли эти события и Воскресенский храм.
В конце пятидесятых годов ХХ века была сделана попытка закрыть церковь якобы «по просьбе верующих», против чего решительно выступили епископ Костромской и Галичский Сергий и прихожане. Настоятелем храма тогда был назначен архимандрит Серафим (Бо­рисов). Свое иноческое служение отец Серафим начал в Железноборовском монастыре, после закрытия которого 16 лет провел в лагерях и тюрьмах, в том числе и на Соловках.
С начала шестидесятых годов ХХ века при епископе Никодиме (митрополит Харьковский и Богодуховский) Воскресенский храм стал кафедральным собором вместо расположенной в центре города церкви во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1964 году сюда перенесли из Иоанно-Златоустовской церкви главную святыню Костромского края — чудотворную Феодо­ровскую икону Божией Матери. Здесь она и находилась до 1991 года. 29 августа 1991 года крестным ходом святыня была перенесена во вновь открытый Богоявленско-Анастасиин со­бор, ставший кафедральным.
Воскресенская церковь, древняя и намоленная, пользуется особой любовью у костромичей и гостей города. Одних влечет под ее своды интерес к истории и культуре, большинство же приходит сюда, чтобы приобщиться спасительным таинствам веры, и видит в исторических и художественных достопримечательностях храма древние святыни родного православия.
Стены и своды окружающей четверик галереи церкви Воскресения на Дебре расписаны масляной живописью в семидесятых годах XIX века, скрывшей первоначальную фресковую роспись. Слева от западного портала в киоте — изображение Софии премудрости Божией и большая композиция на сюжеты откровения Иоанна Богослова о победе Христа над адом, 1652 года. Справа в киоте — чтимый фресковый образ Спасителя того же времени. На юж­ной паперти изображена картина сотворения мира и главные события из жизни первых лю­дей, а на северной — Вселенские Соборы. Справа от южного портала за иконостасом в киоте — чтимый фресковый образ Богоматери «Знамение». Восточную часть галереи занимает Ека­терининский придел, устроенный в 1946 году. Изначально придел располагался в дьякон­нике главного алтаря за иконостасом. Здесь до сих пор находится древний образ святой вели­комученицы Екатерины, написанный, возможно, в конце XVI в. – начале XVII в. для раннего иконостаса деревянного храма.
В четверик церкви и расположенный с севера Трехсвятительский придел ведут порталы, украшенные белокаменными дыньками и карнизами с тончайшей резьбой по камню в виде растительного орнамента. Кованые железные двери с задвижками и железными «веревками» — ровесники храму. Стены четверика сплошь покрыты масляной живописью на евангель­ские сюжеты. Древний иконостас был заменен ныне существующим в 1852 году с включени­ем в него старых икон. Иконы нижнего яруса не сохранились и заменены вновь собранными при открытии церкви. Заслуживают внимания старинные образа второй половины XVII века: Иоанна Предтечи с 40 клеймами миниатюрной живописи его жития, апостолов Петра и Пав­ла с московскими святителями, две иконы Ветхозаветной Троицы; иконы XVIII–XIX веков — Феодоровской Божией Матери с 26 клеймами, в которых нашли отражение события из исто­рии Костромы, и святителя Николая с 40 клеймами жития. Слева от царских врат перед со­леёй в киоте помещен чтимый список (середины XIX века) с Феодоровской чудотворной ико­ны Богоматери в изящном окладе, украшенном эмалями. Этот образ участвовал во многих крестных ходах. Слева в отдельно стоящем киоте — образ святителя Николая с 8 клеймами жития, называемый «Николо-Бабаевским» — древний список с чудотворной иконы.
У северного клироса обращает на себя внимание Толгская икона Богоматери (1862 года) в искусном окладе, украшенном бисером — мера и подобие чудотворного образа.
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Пе­черских святых: преподобного Илии Муромца; преподобного Прохора лебедника, прозванно­го так за то, что он питался лебедою; преподобного Дамиана целебника, «иже исцеляше боль­ных молитвою и святым елеем»; святителя Нифонта, архиепископа Новгородского); пре­подобного Марка гробокопателя и преподобного Спиридона просфорника, в зрелых летах научившегося грамоте и каждый день прочитывавшего всю Псалтирь.
Из икон в киотах вокруг столбов заслуживают внимания довольно большие живописные образа XVII века «Похвала Богородицы», «Святитель Николай» с житием, «Божия Матерь Смоленская» и «Троица Ветхозаветная».
Подлинной сокровищницей древнерусского церковного искусства является Трехсвятитель­ский придел с пятиярусным иконостасом XVII века и монументальными фресковыми роспи­сями 1652 года, приписываемыми исследователями выдающемуся живописцу-костромичу Гурию Никитину и работавшим в его дружине художникам. Росписи здесь посвящены жи­тию святителей и мученической кончине апостолов.
Царские врата, сень над ними и тябла иконостаса покрыты мелкой орнаментальной резь­бой с полихромной раскраской, позолотой и серебрением. Тябло в подножье деисусного чина поддерживается квадратными столбиками, завершающимися резными кистями рук. В 1873 году иконостас был реставрирован большесольским резчиком Трубниковым. Особенность этого иконостаса — размещение над местным рядом редких иконных изображений: «Едино­родный Сыне» и «Проповедь апостолов» (XVII века). На традиционном месте — справа от царских врат — храмовый образ святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, середины XVII века.
Под сводами Воскресенской церкви со временем собралось немало произведений церков­ного искусства, в том числе и из закрываемых в годы гонений церквей. При открытии мо­сковского Свято-Данилова монастыря, а затем и костромского Богоявленско-Анастасииного часть икон и утвари была пожертвована в эти обители, В церкви постоянно проводятся ре­ставрационные работы под руководством опытных специалистов из костромской реставраци­онной мастерской. Так, иконы и монументальные росписи реставрировались художниками под руководством А. М. Малофеева, резьба и позолота иконостасов — резчиками-реставрато­рами во главе с Н. П. Шаровым, историко-архивные исследования проводились Е. В. Кудря­шовым.
В 1998 году начались работы по восстановлению колокольни Знаменской церкви, разру­шенной до основания в тридцатых годах ХХ века. 26 сентября 2001 года воссозданная коло­кольня была освящена архиепископом Костромским и Галичским Александром.

[Link]
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
супер-пупер... Лыткарино
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Электросталь
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Хабаровск