|
Монастырь Одзун 6вСело Одзун расположено в 2 км восточнее железнодорожной станции Санаин, на высоком плоскогорье левого склона Дебедского ущелья, недалеко от Санаинского и Ахпатского монастырей. Это одно из древнейших поселений исторического Ташира Гугарской области, в раннем средневековье бывшие центром уезда. Историк XIII в.Вардан Аревелци упоминает об Одзуне как о поселке. В XIII в. Закаре Закарян князь Панпаре, вассал амирспасалара, провел по трубам из обожженной глины студеную питьевую воду, бьющую из источника, находящегося в северо-западной части села, и построил рядом лечебницу, отчего местность получила название Кенданадар (Оживляющая).Одзун значительно пострадал в 1786 г. и в 1795-1797 гг. от опустошительных набегов лезгин и персов. Территория Одзуна богата разнообразными памятниками, относящимися к различным эпохам. В центре села находятся: «купольная базилика, надгробный монумент, два средневековых кладбища (с многочисленными хачкарами и надгробиями), на восточной окраине – церковь Циранавор-Цахкаванк, в 1,5 км юго-восточнее села – монастырь Оромайра. Самой ценной и значительной среди них является купольная базилика с впечатляющим объемно-пространственными формами, органичным слиянием со средой, благообразием художественного убранства силуэта. Церковь имеет вытянутый по оси восток-запад прямоугольный план, который помимо маленько зала, включает в себя охватывающую его с трех сторон наружную галерею с комнатой и открытой абсидой на продольных крыльях. Молельня – прямоугольный зал с заметной вытянутостью, двумя рядами пилонов он разделен на три нефа, средний из которых в восточной стороне завершается полукруглой абсидой, а боковые – двухэтажными прямоугольными приделами. Своими пропорциями она отличается почти от всех армянских памятников, построенных после V в., в том числе от однотипных церквей Гаяне, Мрена, Багавана, и приближается к трехнефным залам IV-V вв., Касаха, Ереруйка, Егварда, Аштарака. Одзунская церковь, подобно другим однотипным памятникам, имеет три входа, главный из которых, обусловленный композицией, ролью и целесообразностью подхода – западный. На стенах церкви, в частности, вокруг проемов и на куполонесущих пилонах имеются исполненные с большим мастерством рельефные и орнаментальные изображения, в стилистике и исполнении которых ощущаются присуще VI-VII вв. изящность и пластичность. Особенно впечатляет наличник западного портала с мотивом виноградной лозы и на вершине центральных окон со сложным синтезом рельефных и орнаментальных украшений. Церковь построена из чистотесанных камней местного светло-коричневого фельзита. О времени построение достоверных сведений не имеется. По архитектурной композиции, декоративному убранству и другим данным, соприкасающимися с хронологией, считается вероятным строительством церкви в конце VI в. Церковь Одзуна с ее характерными композиционными особенностями непосредственно соприкасается с периодом становления армянской раннесредневековой архитектуры, получая важное значение для выявления историков истоков плановой и объемно-пространственной композицией типа купольной базилики, генетической связи, процесса развития базиликальных построек. Надгробный монумент расположен в десяти метрах северо-западнее купольной базилики, несколько ниже ее. Главным фасадом, как это принято в христианской мемориальной архитектуре, он обращен на запад. Монумент увенчан богатым выразительным карнизом, представляющим собой пояс из подковообразных арочек, в нижней части окаймленный двухступенчатым рядом треугольных зубчиков. Выше карниза, из остатков, сохранившихся по оси пилонов, очевидно, что надгробный монумент первоначально имел верхнюю часть, по всей вероятности, с крылатыми крестами. |
Дата публикации: 2 сентября 2014 |
Фото нравится: +125 |
Я просто зачиталась, очень увлекательно!
Люблю архитектуру и такие удивительные памятники истории и искусства!