|
ГородскоеСвященные места Казахстана. Город Туркестан Казахстан. Мавзолей Арыстан баб Памятник архитектуры начала ХХ века. Мавзолей был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстан баба, жившего в XII веке. Первая постройка мавзолея относится к XIV-XV вв. От нее сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двух купольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чем гласит надпись на одном из картушей фриза. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших ее к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново. Здание построено из жженого кирпича на алебастровом растворе, в лицевой кладке стен. В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и является местом паломничества. По легенде, Арыстан баб был сподвижникам пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему хурму. В настоящее время над могилой Арыстан баба стоит мавзолей площадью 30х13 м. По историческим данным, этот мавзолей в XII-XVIII веках несколько раз был перестроен и отреставрирован. Мавзолей Кожи Ахмеда Яссауи - великого святого и проповедника суфизма, родившегося в 1103 и умершего в 1166 году. У мусульман Кажа Ахмед Яссауи почитается вторым после Мухаммеда пророком. (Туркестан) Мавзолей Арыстан-баба - место захоронения учителя Кожи Ахмеда Яссауи. По преданию, умирая, пророк Мухаммед передал Арыстан-бабу свои четки-аманат, а тот вручил их 11-летнему мальчику - будущему Коже Ахмеду Яссауи. Близ мавзолея Арыстан-баба находится колодец с очень соленой водой, которая обладает исцеляющими свойствами (с.Сайрам) - Могила Ибрагима-аты - отца Кожи Ахмеда Яссауи (Сайрам) - Могила Карашаш-аны - матери Кожи Ахмеда Яссауи (Сайрам) - Могила Гаухар-аны - дочери Кожи Ахмеда Яссауи (Туркестан) - Могила Али Хаджи - зятя Кожи Ахмеда Яссауи (Туркестан) - Мечеть Баб-Араб - по своей значимости для мусульман город Туркестан называют второй меккой, а посещение этих мест приравнивается к малому хаджу. - Домалак-ана - Анар-ана - два священных камня, пройти между которыми может только праведный человек. - Колодец Гайып берген - глубина колодца - 40 метров. Набрать целебную воду могут только люди с чистой душой. Удается это немногим, у большинства людей либо ведро разбивается, либо вода расплескивается. Эти два испытания паломники обычно проходят, возвращаясь из Туркестана после посещения святых мест. Это как бы проверка, насколько очистил свою душу человек и насколько бог услышал его молитвы. - Мавзолей Айши-биби - место, особо почитаемое бесплодными женщинами, которые просят даровать им детей и крепкую семью. - Место захоронения Райымбека - посещение этого места обеспечивает удачную дорогу и успех в делах. - Скит и место захоронения иеромонахов Серафима и Феогноста, растрелянных в 1921 году, святых-новомученников земли Казахстанской, заступников и покровителей города Алматы. Здесь находится мужской монастырь. Молитва к святым заступникам возвращает здоровье, дает удачу, оберегает от порчи и злодеяний. - Монахово ущелье, где замуровали себя в пещере и взорвали преследуемые красноармейцами православные монахи. - Могила ребе Леви Ицхока Шнеерсона, умершего в казахстанской ссылке проповедника иудаизма и знатока Торы, отца Любавичского ребе Менахема Мендла Шнеерсона. На могилу приезжают евреи из разных стран помолиться и оставить свои письма-просьбы. - Мавзолей Козы-Корпеш и Баян-Сулу, где влюбленные просят покровительства, а одинокие - спутника жизни. - Мироточащие иконы Христа Спасителя, которые недавно явили христианам свое чудо. (Каратау) - Место захоронения Команкожа-баба и двух его сподвижников - "У кого не было сына - он давал сына, у кого не было дочери - он давал дочь". Постоянный хранитель мазара кладет в специальные ниши священные книги, дает кусочки освященной ткани для тумаров. (п.Айдарлы, восточнее Караганды) - Мазар святого Кулболды-баба - пыль со стен мазара считается целебной. Ее разводят в воде и пьют, особенно помогает от детских болезней. (п.Ширкейли) - Подземная мечеть Бекет-Ата, вырубленная в скале. Паломники, ночующие возле этой пещеры, видят пророческие сны, которые подсказывают человеку выход из критических ситуаций. (Бейнеу, Мангистауская область) - Астанайский Богородице "Взыскание погибших" женский монастырь, где служат молебен для поиска без вести пропавших. (Астана) - Могила отца Севатиана, монаха из Оптиной пустыни, сосланного в Карлаг и основавшего в Караганде первую церковь Рождества Богородицы. Причисленный к лику казахстанских новомученников отец Севастиан дает молящимся силы бороться даже с самыми тяжелыми болезнями. - Гора Белуха - место, где собираются последователи Рериха. - Аркаим - древний зороастрийский город-храм, представляющий из себя круг из 12 знаков Зодиака. Летом сюда съезжаются последователи зороастризма и представители разных религий и учений для контакта с высшим разумом. Мавзолей Арыстан-Баб Мавзолей Арыстан-Баб . Святой Арыстан-Баб был легендарной личностью. Предание называет его учителем и наставником Х.А.Яссави. Поэтому по пути к мавзолею Х.А.Яссави паломники также считают долгом отдать дань почитаемому в народе святому. Арыстан-Баб похоронен в ХІІ веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей. Сохранившееся здание строилось в начале ХХ века. В первом помещении установлено надгробие Арыстан-Баба, во втором – надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба. Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави Город Туркестан – первая столица Казахского ханства. Древнее название города – Яссы. Яссы стал центром округа, главным торговым пунктом на Великом шелковым пути. Особую известность приобрел в начале ХІІ века, когда поселился Х.А.Яссави. После его смерти над могилой был сооружен мазар, который сразу же приобрел статус “святого места”. В ХІV веке эмир Тимур в честь победы над Золотой Ордой сооружает над могилой поэта грандиозную ханаку, сохранившуюся в первоизданном виде в течение 6 столетий. Вокруг Мавзолея Х.А.Яссави со временем сложился целый некрополь, состоящий из мавзолеев Рабиги Султан-Бегим ( ХV в, разобран во 2-ой половине ХІХ в. и восстановлен в 1980 г.) и хана Есима (ХVІІ в.), мавзолея Безымянного и др. захоронений. Сохранился ряд сооружений, связанных с суфийскими ритуалами и культом Яссави, такие ,как чилляхана(ХV в.), подземный хильвет (ХІІ-ХІХ вв.), восточная баня (ХVІ-ХІХ вв.). h2. Мавзолей Ибрагим – ата. Этот мавзолей, расположен на северо-восточной части Сайрама, воздвигнут над могилой духовного правителя шейха Ибрагим – отца Ахмеда Яссави. Прежнее сооружение (Х11-Х1У вв.), не выдержав испытание временем, обвалилось. Мавзолей был восстановлен Х1Х веке. В народе ходили легенды о святости этого человека и необыкновенном даре провидца. В музее Сайрама хранятся рукописи, свидетельствующие о благородном происхождении и родословной. Мавзолей Карашаш-ана. Этот исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама, относится к Х1Х в. Впервые мавзолей был воздвигнут в Х111 в. над могилой Карашаш-ана – матери Ахмеда Яссави. Настоящее имя Карашаш-ана – Айша-биби, она была дочерью известного в Сайраме шейха Мусы. Карашаш-ана была одной из просвещенных, благовоспитанных и грамотных женщин своей эпохи. Карашаш-ана почитают тюрки всего мира. Ее отожествляют с идеалом материнства. Мавзолей Айша-Биби В 18 км от Тараза, в небольшой рощице на холме расположен другой крупный религиозный памятник – мавзолей Айша-Биби (XI-XII вв.). В настоящее время он взят на учет ЮНЕСКО. Мавзолей облицован различными терракотовыми плитками и может быть сравним лишь с таким миром шедевром древнего зодчества, как мавзолей Исмаила Самани в Бухаре. Мавзолей Айша-Биби, пожалуй, единственный в Центральной Азии памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментовкой в виде плиток, карнизов, изразцов, стилизованных надписей. В декоре мавзолея богатый и разнообразный композиционно соединенные орнаменты в виде геометрических рисунков, состоящих из переплетений многоугольников, крестов, звезд, а также растительных мотивов в виде стеблей с цветами. Капители и колонный из терракотовых блоков покрытый тончайшими рисунками, представляющими богатейшие собрания мотивов народного орнамента. Мавзолей Айша-Биби является своего рода музеем-хранилищем орнаментальных сокровищ прошлого центрально-азиатских тюркских народов. В настоящее время от этого замечательного памятника сохранилась лишь западная стена, а от остальных стен – только не большие фрагменты. На одной из угловых башен мавзолея видны обрывки строк из древнего двустишия: «Осень… тучи. Земля прекрасная…». До наших дней сохранилась лишь часть западной стены мавзолея. В настоящее время полностью мавзолей отреставрирован. Территория благоустроена. Мавзолей является одним из интереснейших и уникальных памятников архитектуры Караханидской эпохи, не имеющим аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и средней Азии. Отличается великолепием декоративного оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и орнамента более 60 разновидностей. Плитки крепятся путем защемления в кладке стены удлиненных элементов румп «хвостов». На колонках частично сохранился эпиграфический пояс. Памятник неизменно вызывает интерес туристов не только своей необычной архитектурой, но и историческими легендами, рассказывающими о любви восточной красавицы Айши и отважного воина Карахана. Айша считается дочерью известного восточного мудреца Зенги баба. Согласно легенде Айша скончалась от укуса змеи во время поездки к своему возлюбленному Карахану. Мавзолей Бабаджа Хатун Находится рядом с мавзолеем Айша биби. Также является архитектурным памятникам ХІ-ХІІ вв. Мавзолей отличается простотой и изяществом форм, благодаря чему сохранился до нашего времени. Последние реставрационные работы были проведены в 2002 году. В архитектурном плане интерес представляет шатровое перекрытие мавзолея совершенно не традиционное для нашего региона. Эпиграфический фриз на портале мавзолея донес до нас имя женщины, погребенной в нем. Согласно легенде она была няней Айши. Сопровождала ее во время трагической поездки. После смерти Айши поддерживала огонь на могиле своей любимой воспитанницы. Оба мавзолея являются не только архитектурными объектами, но и местом паломничества, так считаются святыми местами в мусульманском мире. |
Дата публикации: 10 июня 2014 |
Фото нравится: +44 |
****
Снимок прекрасный...!!! Такие орнаменты уникальные !
и очень хорошо, что есть такое описание...спасибо!