|
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА!Мысли свт. Феофана Затворника: Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя – Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин – причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько – есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния, и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Чертá первого – трудолюбная ревность; чертá второго – теплота и горение сердца сладкое; чертá третьего – чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: «Авва, Отче!» (Мк.14:36) Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе. |
Дата публикации: 5 июня 2023 |
Фото нравится: +50 |
Апостол Петр, обращаясь к христианам, говорит: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5). Рассуждение (духовное зрение) – способность правильно оценивать свои силы, верно избирать средства на пути спасения, адекватно воспринимать действительность.
Есть две крайности в духовной жизни – духовная расслабленность и ревность не по разуму.
Духовная расслабленность обычно имеет своим оправданием фразу мы же не монахи, в миру живём. Но ведь и в любых других областях мы редко являемся выдающимися людьми, гениями, но это нас не останавливает в развитии.
Есть примеры, когда миряне ставились в пример даже монахам высокой жизни. Прп. Антонию Великому было открыто Богом, что он не пришёл ещё в меру сапожника. И тот отправился из пустыни в Александрию учиться у него смирению. Или прп. Макарий Великий также из пустыни был послан в город учиться совершенству у двух женщин, бывших жёнами у братьев, и за всё время совместной жизни не сказавших друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не поссорившихся между собою.
Ревность не по разуму случается, когда люди ставят себе задачи не по силам. Очень важно постоянство, а не рывки, например, 3 дня совсем не молился, зато на 4-й молюсь полдня.
Чтобы идти царским путём, следует ориентироваться на опыт Церкви и прислушиваться к совету духовника.
[Link]
"О чем молиться Святому Духу" -
4 июня 2023. Проповедь митрополита Илариона после Божественной литургии. Господне. Свято-Успенский кафедральный собор, Будапешт. Будапешт, площадь Петёфи 2
Историческое содержание:
В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник совершается праздник в честь Святого Духа (потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа»).
До появления Студийского Устава (то есть до IX века) понедельник после Пятидесятницы не имел связи с прославлением Святого Духа. В древней Иерусалимской традиции (V – VIII вв.) он никак не был обозначен. В Уставе Великой церкви (то есть в соборном богослужении Константинополя) этот день был посвящен памяти апостолов как участников события новозаветной Пятидесятницы.
Впервые именование понедельника «Днем Святого Духа» появляется в Студийских монастырских Типиконах предположительно в IX веке (сохранившиеся рукописи Уставов относятся к XI веку). Главным гимнографическим отличием дня является особый канон Святому Духу, написанный преподобным Феофаном в IX веке.
На Руси второй день праздника Пятидесятницы (нынешний День Святого Духа) в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (образ, написанный преподобным Андреем Рублёвым). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день по образцу греческих Типиконов стали называть Сошествием Святого Духа.
Однако иконы на центральный аналой предписывается класть так, чтобы подчеркнуть мысль: в Неделю Пятидесятницы внимание акцентировано на сошествие Святого Духа, в понедельник — прославление Троицы. Вот характерные указания в Уставе 1641 года: «в субботу к недели поставляем на вечерни к Троицыну дни на аналое образ сшествия Святаго Духа», а далее перед вечерней в Неделю Пятидесятницы сказано: «вечерню трезвонят во вся колоколы сошествию Святаго Духа, а на налое поставляем образ Троицы Живоначалныя». Вот что интересно: названия праздников уже современные, но иконы на центральный аналой предписано класть в соответствии с более древней русской практикой.
Иконография праздника:
Основной иконой праздника является Троица преподобного Андрея Рублева (Об этой иконе и о других изображениях Святой Троицы можно прочитать в книге И. К. Языковой «Богословие иконы»). Этот образ полагалось класть на центральный аналой храма в старопечатных Уставах (1-я половина XVII века). Троица преподобного Андрея Рублева – единственный каноничный образ Святой Троицы. Иные изображения Святого Духа (в первую очередь так называемая «новозаветная Троица», на которой Бог Отец изображается в виде седовласого старца, Бог Сын – в привычном образе молодого мужчины, Бог Дух Святой – в виде голубя) считаются неканоническими.
[Link]
А снимала в день Родительской Троицкой субботы сразу после панихиды...
Саша, благодарю!