| Апсиды собора Николая Чудотворца.КолокольняНикольский собор был построен в 1696-1700 гг., когда обитель являлась резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Адриана. До построения собора в обители находились три каменных церкви: Успенская, Никольская и Сергиевская. По благословению Святейшего Патриарха Адриана эти престолы были объединены в здании нового собора. В его верхнем этаже разместился храм святителя Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери. Пятиярусная колокольня в первом ярусе имеет большую парадную лестницу, по которой попадают на северную крытую паперть собора. С этой паперти узкая внутристенная лестница, раздваиваясь, ведет к церкви Успения Божьей Матери и далее выше на колокольню. Второй ярус колокольни предназначался для ризницы, в третьем ярусе – алтарь церкви Успения. Четвертый ярус объединяет по вертикали два помещения: нижнее, в котором находились башенные часы с боем каждой четверти, сделанные в 1784 году в г. Туле, и верхнее, очень небольшое, для звонаря. В пятом ярусе висели колокола.По преданию, "золотую комнату" над церковью Успения под колоколами отделывал Б. Растрелли (таким образом, эта комната вместе с перестроенным Покровским дворцом и остатками Лефортовского парка представляет собой то немногое, что сохранилось в Москве из построек знаменитого зодчего).Этот храм с колокольней, в облике которого гораздо больше примет древнерусского зодчества, чем архитектуры «московского барокко», свойственной тому времени, - был создан целиком на средства Святейшего Патриарха Адриана и освящен самим Патриархом 20 сентября 1700 года. Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. Еще одна веха в истории Николо-Перервинской обители связана с именем замечательного русского иерарха, человека высоких духовных дарований и святой жизни - митрополита Московского Платона (Левшина, 1775-1812). Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету Дроздову своим внешним благоустройством. |