|
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.Село Перевлес принадлежало помещику И. И. Барыкову. Его иждивением здесь и построен храм в 1824-1839 годах грандиозный с гигантской колокольней.Перед нами произведение позднего классицизма с элементами ампира, произведение незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному качеству. Сам храм представляет традиционную композицию «ротонда на четверике», осложненную портиками с севера и юга, но с полукруглой апсидой, колоннада которой вместе с колоннадой портиков образует своеобразный периптер. Эта колоннада апсиды, идущая, по-видимому, еще от Кваренги, вообще явление довольно примечательное для первой трети XIX века, так как все немногочисленные примеры такого решения относятся к концу XVIII века. Ротонда Рождественской церкви очень высокая, прорезана множеством оконных проемов, со сдвоенными полуколоннадами между ними. При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны – портиков, апсиды и ротонды – образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает Рождественскую церковь уникальной. Особое внимание, конечно, привлекает колокольня. На ее нижнем четверике водружены пять постепенно уменьшающихся по высоте и в диаметре цилиндров, верхний из которых перекрыт полусферическим куполом и увенчан фонарем с маленькой главкой. Мы знаем несколько цилиндрических классических ампирных колоколен, начиная с Никольской церкви села Никольского близ Рузы (1770-1776, архитектор И. Е. Старов) и церкви иконы Всех Скорбящих Радость в Москве (1787 архитектор В. И. Баженов), но второго такого пятиярусного круглого столпа, как в Перевлесе, назвать не можем. Ему уступают даже такие гиганты, как колокольня церкви Мартина Исповедника в Москве) и бывшая колокольня Спасо-Андроникова монастыря; обе – архитектора Р. Р. Казакова. Автор проекта вероятно знаменитый архитектор Василий Петрович Стасов. |
Дата публикации: 28 февраля 2020 |
Фото нравится: +127 |
архитектурный ансамбль!