Как анализировать фотографии?

Как обойтись без "комментаторомв" и без "критики"
  
Сообщений: 16

Как анализировать фотографии?

Очень часто фотографы показывают друзьям и коллегам свои фотографии с просьбой провести их анализ. Эффективность такого повышения мастерства низкая, и подспудно желание услышать разбор снимка заключается в резюме «нравится - не нравится». Повторить такой же кадр в большинстве случаев невозможно, так как КАЖДЫЙ снимок обладает своей неповторимой композицией и по восприятию уникален. Поэтому в принципе каждый сам может оценить достоинства того или иного созданного ими изображения, не опираясь на субъективное мнение окружающих.

Для начала давайте зададимся вопросом, почему одна и та же фотография в одних условиях нравится, а в других – нет. Почему глядя на фото на экране компьютера мы приходим в восхищение, тогда как она же в «бумажном» виде не вызывает никаких эмоций? Почему перебирая пачку фотографий, мы одни просто быстро откидываем, а другие начинаем рассматривать. Что ИМЕННО остановило наш взгляд?

Почему один и тот же человек, сфотографированный с разным освещение и промежутком в две минуты, получается на одном снимке обычным, а другому снимку присваивается высокое звание «художественный» или «профессиональный»?

Если мы ответим на эти вопросы, то уровень фотомастерства сразу возрастет. Не потому, что мы будем использовать более современную фотоаппаратуру и оборудование. Не потому, что вдруг резко вырастет наш профессионализм (это всегда тяжелый труд, растянутый по времени). А просто мы будем знать, по каким принципам человек воспринимает изображение.
Итак, как мы смотрим на снимок?

Здесь есть несколько вариантов.
Первый: когда мы смотрим на него кратковременно.
В этом случае очень четко работает уже описанная здесь система смысловых центров. Именно эта система заставляет взгляд зрителя остановиться на изображении при переборе фотографий или, например, на рекламном щите, проезжая мимо него на эскалаторе метро.

Второй: когда мы долго рассматриваем фотографию.
Тогда мы можем рассмотреть все ее детали и подробности. Именно для этих целей служат фотовыставки. В другой ситуации на некоторые фотоснимки никто бы не обратил внимания, а на выставке она может и привлечь внимание.

Третий: когда мы рассматриваем фотографии на экране монитора или телевизора.
Иногда частями. При этом мозг начинает складывать в голове изображение из отдельных частей, что значительно визуально «исправляет» изображение. Именно поэтому при подведении итогов фотоконкурсов профессиональное жюри всегда оценивает фотографии только в напечатанном варианте, а не на экране компьютера.

Четвертый. Формат изображения.
Точнее, охватывает ли взгляд зрителя снимок целиком или начинает его рассматривать по частям. Большой формат всегда смотрится выигрышнее маленького. А очень большим форматом, при условии рассматривании его зрителем вблизи, можно из самого провального снимка сделать шедевр.

Пятый. Если на снимке изображен знакомый или близкий зрителю человек, или нечто, к чему зритель неравнодушен, то такие снимки он будет смотреть долго и внимательно. Горы на горизонте для альпиниста, кусочек моря для моряка сквозь деревья, блеск и нищета гламурных бутиков для модницы – эти все детали снимка сделают его для соответствующих категорий зрителей неизмеримо большей ценностью, чем для всех остальных.

Шестой. Восприятие зрителем зависит от очень многих факторов, уровня образования, душевного богатства, закомплексованности, рекламных и социальных стереотипов, места жительства, социальной среды…

Поэтому один и тот же снимок будет восприниматься разными категориями зрителей по-разному. И поэтому, создавая фотографию, надо всегда учитывать, на кого он рассчитан. Это часто позволяет серьезно сэкономить и средства, и время…

О гармонии и композиции
Критерии профессионализма - это вещь достаточно абстрактная, и зависит в большей степени от личности фотографа, нежели от его реального мастерства, учитывая возможности современной техники. Критерий у любой фотографии только один: либо берет она за душу, либо нет. Создать снимок, который бы понравился всем в принципе невозможно.
Фотограф на фотографии должен создать ясную и понятную зрителю организацию частей изображения, которая так необходима для комфортного восприятия. В каждом человеке неосознанное желание обнаружить в компоновке частей кадра ясную и визуально устойчивую организацию. Она не может быть случайной, хотя, учитывая все многообразие окружающего нас мира и людей, случайное появление гармоничного снимка вполне возможно. Но процент выигрыша в этой «лотерее» гораздо больше, если фотограф снимает на основе своей интуиции и опыта, то есть знаний, доведенных до автоматизма.

Создавая снимок, как произведение фотоискусства, то есть гармоничное произведение, необходимо создать на снимке равновесие. Композиционное равновесие - это такое состояние частей изображения, при котором все его элементы гармонично сбалансированы между собой. У кого-то это чувство развито от природы. У кого оно требует развития. Это делается простым упражнением, взятым как одна из дисциплин в фотомногоборье. На небольшой площадке делается хаос из совершенно разных предметов. Задача фотографа - снять небольшую часть этого беспорядка так, чтобы в границах кадра получилось равновесное изображение. Это самое простое. Следующее упражнение сложнее, так как в кадр вводится модель и тут уже подключается вся палитра смысловых центров, начиная от действия и кончая ярко выраженной эмоцией.

Чтобы вызвать у зрителя при восприятии фотоснимка отрицательную эмоцию равновесие сознательно нарушается в соответствии с внутренней интуицией фотографа. То же самое относится и к динамичным снимкам, на которых есть или только предполагается движение, внутренняя энергия. На действительно художественных снимках обычно нет ни одной лишней детали.

Гармоничная и равновесная композиция снимка обычно получается не благодаря каким-то абстрактным композиционным закономерностям, а благодаря интуиции и художественному вкусу фотографа. Именно они позволяют создать гармоничную композицию кадра еще в момент съемки. Естественно, по мере возможности. Если фотографическая интуиция развита хорошо, то снимки сразу получаются композиционно выдержанными и равновесными. Но и в этом случае лучше знать, на какие части фотографии зритель обращает пристальное внимание, а какие оставляет без внимания. Эти знания позволяют более тщательно и эффективно компоновать кадр в момент съемки, а также выискивать в окружающем мире эти столь важные для восприятия объекты изображения. Или создавать их самим.
Как выясняется, на снимке далеко не всегда важно то, КАК изображено, а то, ЧТО изображено. Поэтому очень многие постулаты фотокритиков не имеют под собой никакого основания. Фотокомпозиции нельзя научить. Это, как музыкальный слух, либо он есть (в принципе это можно элементарно проверить), и его можно и нужно развивать, либо там «медведь потоптался», и тут уже прямая дорога в техническую часть фотографии, мир мегапикселов и фокусных расстояний.

Мастера фотографии, которые хотя и имеют личные пристрастия к фототехнике, снимают всем чем угодно, начиная от «мыльницы», и кончая самым совершенным фотоаппаратом, получают великолепные результаты. В чем же их секрет? Значит, есть что-то, что позволяет делать шедевры в фотографии, но по каким-то другим законам, отличным от писаных «законов фотокомпозиции».

Подведем маленький итог

1) Чтобы проанализировать фотографию, ее надо рассматривать только целиком.

2) Для того чтобы отсеять «не берущие за душу» снимки, их надо просмотреть «кратковременном режиме», оставив только те, которые Вам запомнились.

3) Вдаваться в конкретные детали изображения нет смысла. Чрезвычайно редка ситуация, когда фотограф может от и до выстроить кадр так, как это ему нужно. Все части изображения сами по себе субъективны и в отрыве от всей композиции снимка не имеют никакого смысла. Типа «пьяного горизонта», «золотого сечения», бокэ или цифрового шума. А за мелкими недочетами типа игры света, нюансами телодвижений человека уследить в принципе невозможно. Поэтому надо либо использовать возможности Фотошопа, либо принимать кадр таким, какой он есть.

Есть вещи, которые воспринимаются зрителями однозначно. А именно смысловые центры (фигура человека-животного, глаза, действие, эмоция). А также такие моменты, которые обусловлены физиологией нашего зрения и психологией восприятия. Инвариантность, иррадиация, ритм, эффект тоннеля.

А есть вещи, которые плохо воспринимаются зрителями, которые описаны в Трех Правилах фотографа. Но и тут все не так однозначно, так как зависит от силы смысловых центров. Конечный выбор фона, границ кадра, размещение объектов на снимке, фотографические эффекты - в любом случае на совести фотографа, его творческой натуры и личных пристрастий.

В любом случае фотографию на суд зрителя представляет фотограф, которому она, с одной стороны, нравится по разным причинам, а с другой, только у него есть ВЫБОР из многих фотографий, которые мы никогда не увидим. В большинстве случаев это осознанный и не случайный выбор, и надо уважать вкус, пристрастия и мировозрение другого человека, пусть мы даже что-то категорически не приемлем.

(С) Дмитрий Кораблев
Сообщений: 77
Мда! С трудом осилил все буквы, но с интересом!
Сообщений: 417
Вы слишком категоричны насчет музыкального слуха. Есть очень редкие крайние случаи, когда медведь наступил окончательно и бесповоротно или, наоборот, ребенок шести лет запоминает на слух и потом записывает длинное многоголосое произведение, но для среднего человека музыкальный слух можно развить в значительной степени. Это не быстрое занятие, лучше результаты будут в детстве, но и взрослый человек регулярными занятиями музыкой или в хоре может значительно улучшить слух (и координацию слуха и голоса, отсутствие которой часто воспринимается как отсутствие слуха).

То же и о композиции. Вряд ли люди, которым медведь наступил на глаз, полезут в фотографию, или, во всяком случае, их крайне мало - не стоит и обсуждать, а все остальные вполне могут развивать у себя чувство композиции. Не создавайте "уровень шума", не берите грех - лучше внушать другим, что у них все получится ))
Сообщений: 16
Насчет "медведя", то в силу должности - слишком большой опыт. Сымый яркий пример, когда на индивидуальные занятия пришел человек с очень навороченной аппаратурой, который до этого полностью окончил 3 (!) фотошколы. Как выяснилось, пришел искать кнопку "шедевр". Делаешь так и так, - получаешь шедевр, не делаешь - не получаешь.
Пришлось разочаровать...
И таких людей не просто много, а ОЧЕНЬ много...
Сообщений: 335
для оценки фото нужен очень тонкий слух и острое зрение,внутренний голос должен быть достаточно громок а жизненный опыт достаточен ,образованность тоже не может быть помехой ,всё остальное суета
Сообщений: 7
Где в России можно получить высшее образование по фотографии?
Сообщений: 117
Эйно Песси:

Где в России можно получить высшее образование по фотографии?

Может ВГИК чему то научит.А так в Питере в" Крупской "помню факультет был"Руководитель кино-фото коллектива".Теперь думаю курсы, фотошколы под руководством Остапов Бендеров,и прочая фигня.Профи никто не готовит.На журфаке дают понятия не более.
Сообщений: 5
Был ещё техникум в Москве, ремеслу там учили хорошо. Что сейчас не знаю, давно это было. ВГИК операторов учил просто замечательно, два первых года практически только искуствоведению. Там и отбор был. С отсутствием "слуха" к композиции было просто невозможно пройдти даже первый этап. В принципе, для фотографа ничего специального, кроме самого ремесла не нужно. Хороший курс "Визуальное искусство" (1-2 года) вполне достаточен что бы устранить безграмотный энтузиазм. Но таких пока в Росии наверное нет.
В общем с Дмитрием во многом согласен.
Редактировалось: 3 раз (Последний: 10 сентября 2012 в 05:44)
Сообщений: 117
Vaal twize:

Был ещё техникум в Москве, ремеслу там учили хорошо. Что сейчас не знаю, давно это было. ВГИК операторов учил просто замечательно, два первых года практически только искуствоведению. Там и отбор был. С отсутствием "слуха" к композиции было просто невозможно пройдти даже первый этап.

У нас ,корешок так работу и не нашёл толком,видео шмидево,суета.Масштаб не тот.
Сообщений: 16
Edu:
И опять вы про свою школу. Все уже запомнили это, не надо повторять из раза в раз про ваши курсы

Где вы нашли текст про школу? Это уже навязчивая идея... crazy
Сообщений: 7
Я так и не понял,можно ли получить современное высшее образование по фотографии сегодня,в 2012году,в России?В каком ВУЗе России,в каком городе?
Сообщений: 16
Нет, нельзя.
В Питере есть несколько вариантов:
Лицей ЛОМО (1 год, фотограф). Преподаватели - старая пленочная фотошкола со всеми вытекающими.
НО! Они единственные в Питере имеют право выдавать диплом фотографа государственного образца (ни у удного из ВУЗов этого нет, выдают "левые" корочки).
СПбГУКиТ - технари + вытягиватели денег. С телевидением у них все гораздо лучше.
СПбГУ культуры - кафедра есть, но выпускников ни разу не встречал и даже не слышал.
Факультет фотожурналистики Гальперина. Самый именитый, но достаточно специфичный и узконаправленный.
Академия фотография - полное фуфло. Работают по программам, утверженным в прошлом веке.
Вот как-то так.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 9 сентября 2012 в 18:29)
Сообщений: 16
Есть правило 10000 часов.
[Link]
Руководствуйтесь им. Не ошибетесь )))
Сообщений: 417
Alexander diachkin:
Интересно. Очень интересно. Учебных завидений с гулькин ... нос, а "профессионалов" на сайтах миллллльЁны. И откуда что, пардон, кто берётся? Подозреваю, что нас окружают самозванцы!!!
Я профессиональный программист. Но по образованию физик. Самозванец? ))
Сообщений: 16
Нет. Дилетант.
Дилетанты бывают трех видов.
1. Когда человек берется за неизвестное для него дело, не зная его.
2. Когда человек изучал одно, а профессионально занимается другим по велению души (70 процентов законов в физике и химии выведены именно дилетантами, в честь их многие и названы)))
3. Когда человек берется за свое же дело, но не знает его.

И Вы, и я относимся ко второму виду )))
Мало того, могу утверждать, что дилетанты (2) спасут мир )))
Сообщений: 417
Дмитрий Кораблев:
Нет. Дилетант.
Ну, то есть, если нужный институт не закончил, то все, хана? Вечный дилетант? Ничего что MCSD? Есть такая квалификация... )
И с фото тоже самое - дилетантами все бывают сначала. Потом - по разному )
Редактировалось: 1 раз (Последний: 9 сентября 2012 в 21:25)
Сообщений: 7
Дмитрий Кораблев:

Нет, нельзя.
В Питере есть несколько вариантов:
Лицей ЛОМО (1 год, фотограф). Преподаватели - старая пленочная фотошкола со всеми вытекающими.
НО! Они единственные в Питере имеют право выдавать диплом фотографа государственного образца (ни у удного из ВУЗов этого нет, выдают "левые" корочки).
СПбГУКиТ - технари + вытягиватели денег. С телевидением у них все гораздо лучше.
СПбГУ культуры - кафедра есть, но выпускников ни разу не встречал и даже не слышал.
Факультет фотожурналистики Гальперина. Самый именитый, но достаточно специфичный и узконаправленный.
Академия фотография - полное фуфло. Работают по программам, утверженным в прошлом веке.
Вот как-то так.
Спасибо,Дмитрий.Жаль,что нельзя.
Сообщений: 16
Игорь, а вы всегда читаете только первую строчку, а остальное опускаете? Это уже болезнь нашего общества...
По поводу дилетантов не парьтесь. Скачайте и прочтите В. А. Ацюковский, Д. А. Буркович. "Науку спасут дилетанты".
И почувствуйте гордость за себя ))))
Сообщений: 76
Дмитрий Кораблев:

Игорь, а вы всегда читаете только первую строчку, а остальное опускаете? Это уже болезнь нашего общества...
По поводу дилетантов не парьтесь. Скачайте и прочтите В. А. Ацюковский, Д. А. Буркович. "Науку спасут дилетанты".
И почувствуйте гордость за себя ))))

Внимательно прочитал весь текст, было не легко....:) По большому счету все так и есть, из того что мне приходило на ум, здесь многое обрело печатный вид.
Дмитрий, спасибо за очень правдоподобный взгляд на вещи.
Сообщений: 417
Дмитрий Кораблев:
Скачайте и прочтите В. А. Ацюковский, Д. А. Буркович. "Науку спасут дилетанты". И почувствуйте гордость за себя ))))
Ацюковский точно не мой кумир. Как профессионал альтов не люблю. Гордость за себя я и без него почувствую )
И очень сомневаюсь, что науку таки спасут дилетанты - это только они так думают. Но здесь не тот форум
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Яхрома
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Омск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Дубна