Пошлость как антитеза художественности

Опубликовано: 2097 дней назад (16 февраля 2013)
Просмотров: 1015
"Пошлый - низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов."
словарь Д. Н. Ушакова

Слова “пошлость” в англ языке не существует.
«Таких слов, таких понятий и образов, какие создала Россия, не было в других странах, — и часто он доходил до косноязычия, до нервного смеха, пытаясь объяснить иноземцу, что такое „оскомина" или „пошлость"»
В.Набоков. «Подвиг»

Оно переводится как вульгарность “vulgarity”, т.е. дурновкусие, отсутствие вкуса.
Или как банальность – "banality", что-то заурядное, давно известное, избитое, обыденное, лишенное оригинальности.

Оригинальность, говоря словами Пушкина, из "Евгения Онегина" - есть "неподражательная странность".
Соответственно, "банальность - есть поношенная оригинальность" (М.Нордау)
Нельзя быть оригиналом, гонясь за нею. Ибо оригинальность - свойство личности, как природный музыкальный слух.
Нельзя быть оригиналом, подражая кому-то или чему-то, какому-то тех. приему, чьей-то манере.
Ибо оригинальность - странность "неподражательная"
"Говорите правду - и вы будете оригинальны." (А. Вампилов)
Быть правдивым - не означает быть консерватором, ретроградом, не изучать и не знать новых тех. приемов, появляющихся в искусстве, не знать и не изучать манеру других авторов.

При умелом уместном использовании приема, техники обработки или инструмента, будь то панорама, ХДР, широкоугольный или тилт-шифт объектив, зритель НЕ ЗАМЕЧАЕТ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ТАКОВОГО, поскольку оно лишь подчеркивает и раскрывает естественные свойства снимаемого объекта или местности, но не является самоцелью.



Напомню, что по Л.Толстому - «искусство есть сообщение чувства»


"Нигде не останавливалось столько народу, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темно-зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека, — вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами. Сверх того, двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарованье русского человека. На одном была царевна Миликтриса Кирбитьевна, на другом город Иерусалим, по домам и церквам которого без церемонии прокатилась красная краска, захватившая часть земли и двух молящихся русских мужиков в рукавицах. "
Гоголь Н.В. "Портрет"


Соответственно, пошлость:

В пейзаже
1.увлечение внешними эффектами, как аппаратными (искажающие ракурсы, дисторсия и др.), так и программными (ХДР и др.) как самоцелью, вместо уместного использования их для усиления передачи зрителю эстетического чувства гармонии от созерцания природы.
2.техничность как самоцель, без учета эмоционального воздействия работы на зрителя.

В ню
1.Вульгарность - натуралистический показ обнаженного тела и половых органов без показа душевного состояния модели.

В ню и портрете
1.Внешняя эффектность, надуманность, экзальтированность, театральная преувеличенность, провокационность, манерность, пафос без передачи душевного состояния модели.

Во всех жанрах пошлость - это заурядность, общеизвестность, избитость, обыденность, отсутствие оригинальности.

Вместе с тем, оригинальность - не есть художественность при отсутствии духовного начала.


Герострат, сжегший храм, был оригинален и в высшей степени пошл.
Соответственно, поиск штампов, клише, - это еще не есть панацея от пошлости.

Концептуальная, модернистская фотография - увлечение интеллектуальными изысками вместо пробуждения в зрителе эмоций, связанных с гармонией, есть пошлость в чистом виде.

Увлечение модными тенденциями, как самоцелью, без творческого переосмысления их.


"Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад."
Гоголь Н.В. "Портрет"


"Пошлость свойственна только людям. Вещи, растения и животные еще не способны к ней. Все божественное недосягаемо для нее и не подвержено ей. Пошлость проистекает из человеческой слепоты к божественному; она порождает отсутствие благоговения к священному, в различных проявлениях, – начиная от тупого безразличия и кончая лицемерием и кощунством.
Это есть неблагоговейный по форме и религиозно непредметный по существу способ смотреть на вещи, жить и действовать и соответствующее ему обесценение жизненных содержаний.

Пошлая душа не имеет религиозного "органа"; или, иначе: все ее жизненные акты религиозно мертвы. Ее субъективный "фильтр" воспринимает и возвращает миру все жизненные содержания в духовно- и религиозно-опустошенном, незначительно ничтожном виде, в оскудевшем составе, лишенном всех священных элементов. Она сама лишена Главного, – главного духовного центра, главного Ока, главных мерил и критериев. Поэтому она обращается ко всему не из Главного и не способна относиться по Главному; она обращается не к Главному в вещах и в людях, и живет так, как если бы Главного совсем и не было.
Вследствие этого всякое содержание становится в ней мелким, плоским, продешевленным, обесцененным, ничтожным; предметы отражаются в ней как бы в религиозно "кривом зеркале"; проходя через нее, они как бы теряют все свои божественные лучи, и притом потому, что она их в себе не хранит и не умножает. Поэтому всякое содержание возвращается из такой души в мир – религиозно поблекшим, духовно выдохшимся, опустошенным от всякой объективной значительности. Такая душа, не имея вкуса к духовному, чутья к священному, потребности в божественном, не имея ни любви, ни зоркости к светонасыщенности жизненных содержаний, носит в себе своеобразное духовное бессилие и религиозную мертвость и создает вокруг себя духовную пустыню. Это и есть пошлая душа.

Но так как духовная пустынность не означает прекращения жизни ("потока содержаний в актах"), то пошлая душа всегда оказывается заселенной обилием ничтожных, плоских, объективно-незначительных содержаний. В этих содержаниях она не "живет", а существует, "вегетирует", прозябает. Она не творит, а засыпается пылью мелочей. Ее темперамент не горит, а, раскаляясь, чадит. Ее бытие целиком изливается в быт. Она отдает свое время и свои силы тому, чем жить не стоит, за что не стоит бороться и, тем более, за что не стоит умереть. Кружась в этом пылевом вихре, она не "свершает свой жизненный путь", а суетится, и вся жизнь ее есть суета. Она занята ничтожным, живет тщетою и потому живет тщетно: жизнь ее есть "дар напрасный" (Пушкин).

Измерение пошлости отнюдь не совпадает и с эстетическим измерением "художественности-нехудожественности". Конечно, подлинное художественное совершенство не может быть пошлым в силу своей духовной значительности. Ибо даже сущая пошлость, если она художественно изображена, предстает перед нами, как узнанная, раскрытая, или осмеянная, или обличенная, и именно этим преодоленная пошлость.

Пошлое искусство есть дурное искусство, мнимое искусство; а непошлое искусство может быть при всей значительности своего замысла – нехудожественным и слабым. Ясно, что эти два измерения не совпадают.

Человек духовно-скудный и к тому же верхогляд, способный только к абстрактному мышлению – будет быстро выделять во всем сходное и "одинаковое", мыслить "сериями" и "типами", во всем видеть банальное и требовать для развлечения "острого" и "экстравагантного" (источник современного "модернизма" в искусстве).

Чем содержание духовно-значительнее, глубже, богаче, т.е. чем менее оно пошло, тем менее оно поддается, при прочих равных условиях (субъективных и объективных), банализации: тем менее оно способно "выдохнуться", "поблекнуть", стать малоговорящим-уму-и-сердцу, даже при злоупотреблении его внешним обличием. Напротив, все пошлое легко банализируется, с одной стороны, потому что скудному, незначительному, мелкому, поверхностно-ничтожному легче "выдохнуться" и примелькаться, а с другой стороны, потому, что банализации содействует успех у толпы, а толпе нравится именно то, что легко усвояется и что потакает ее вожделениям: льстивый трафарет, угодливая яркость, дешевая чувственность.

Пошлость и банальность не одно и то же. Пошлость может быть совсем не банальной, а оригинальной, невиданной и неслыханной: уничтожить драгоценный памятник искусства только для того, чтобы прославиться, хотя бы злодейством (поступок Герострата) пошло, но до безобразия не банально: таков же образ действий "подростка" (в романе Достоевского), придумавшего новый способ безнаказанно развращать женщин на бульваре чудовищная пошлость, но не банальная; погубить великую национальную культуру во имя имущественного интереса культурно-мертвого класса (модернизм) есть также затея, пошлая до чудовищности, но совсем не банальная...
И обратно: банализироваться может и не пошлое жизненное содержание, например, веселый и бравурный марш, или непошлый наряд прошедший через моду и т.д.

Началось с рассудочной насмешки. Эта слепая, самодовольная и легкомысленная ирония выдавала себя и наивно принималась за проявление "света", за высшую зрячесть. Бездуховный, религиозно беспомощный и беспризорный европеец стал называться "esprit fort" (сильный дух). На самом деле эта ирония закрепляла в душах духовную слепоту и религиозную немощь. Это был не только отказ от священного; это был отказ от серьезного и благоговейного подхода к священному.
Эта ирония не только отрезала религиозные крылья у человека, но как бы прижигала урезанные места своим едким ядом, чтобы крылья и впредь не могли вырасти. Она опустошала душу и показывала опустошенной душе якобы пустой мир. И, следуя за ней, человек привыкал считать откровение вымыслом, догмат предрассудком, молитву – ребячеством или ханжеством. Мало того, он привыкал стыдиться молитвы, а потом – издеваться над ней, над собой, прежде молившимся, но более не молящимся, и над самим Предметом своей бывшей молитвы. Религиозная слепота стала критерием просвещенности. А жизнь, опустошенная от святыни, стала мало-помалу подлинным царством пошлости."

И.А.Ильин
АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
Руководство по формулированию вопросов | Что есть художественная фотография (фотография как искусство)?
 
Рейтинг: +1
 
Блог нравится:
 
Комментарии (2)
Игорь Перфильев # 19 февраля 2013 в 01:40 0
уважаемые ОЛЕГ Кирилл и Влад Нашел таки я место где вместе собрались люди чьи мысли мне небезраличны Отсюда просьба:можете ли вы подсказать литературу про приёмы выявления объёмов в изображении с помощью цвета Но только не Мурзилку а что то серьёзное Лекции на эту тему я в своё время успешно прогулял Методички потерял где то Спасибо!
Кирилл М (zapravka2) # 12 июля 2013 в 11:19 +1
Шегаль "Колорит в живописи" оч.рек.
Н. Н. Волков «Цвет в живописи» (1985)

ColorImpact
[Link]
[Link]
 
Присылайте фото в Расфокус-группы в   Вконтакте     Фейсбуке 
 ()
Фотограф Нефтекамск
 ()
фотолюбитель Севастополь
 ()
Фотограф Москва
 ()
Санкт-Петербург
 ()
фотолюбитель Севастополь
 ()
фотолюбитель Севастополь
 ()
Фотограф Иркутск
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Донецк
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
любитель Екатеринбург
 ()
Фотограф Севастополь
свадьба