Все про внешние вспышки

Опубликовано: 2592 дня назад (15 октября 2012)
Просмотров: 2154

С того момента как я взял фотоаппарат в руки, мне все больше и больше нужно было информации о том как же делать мои снимки красивыми, и одним из первых вопросов меня интересовала вспышка как же ей пользоватся и для чего внешняя вспышка. Потратив около часа в интернете я набрел на очень полезную статью в livejournal, пользователь Taler "http://taler.livejournal.com/"очень подробно описал все интересующие меня аспекты в работе со в вспышкой и даже больше. Для тех кто ищет хочу поделится этой статьей так как мало в интернете информации и чтобы в одной статье так описывались интересующие нас ответы на наши вопросы.

Все про вспышки, часть I, теоретическая

Очень часто и мне лично, и на разного рода фотофорумах задают одни и те же, простые, казалось бы, вопросы:
Какую выдержку ставить при съемке со вспышкой?
Какой режим включить на камере при съемке со вспышкой?
Почему у людей на снимках красные глаза?
Я же включил режим "подавления красных глаз". А как сделать так, чтобы глаза не были красными?
Почему у меня иногда при включении вспышки весь фон становится черным?
Почему считается, что встроенная вспышка - это плохо?
Почему у меня при съемке со вспышкой все лица такие плоские, а все прыщи и морщины на них - такие заметные?
А также не очень простые:Что такое "выдержка синхронизации"?
Что такое "синхронизация по первой/второй шторке"?
Что такое "медленная синхронизация"?
Как синхронизировать с камерой внешнюю вспышку?
Как заставить вспышку нормально работать при короткой выдержке, скажем, 1/800?
Ну, и прочие смежные вопросы, касающиеся использования импульсного света в фотографии. Я понимаю, что при всей кажущейся простоте, съемка со вспышкой таит в себе всякие разные каверзы, и под катом постараюсь подробно ответить на все вопросы, а также популярно изложить общие принципы работы импульсного света, чтобы все встало на свои места. Для начала - предупреждение: излагать буду максимально подробно, доступным языком, ориентируясь на читателя с минимальным уровнем знаний, и постараюсь затронуть все возможные аспекты, так что букв будет действительно много.
Не испугались?

Тогда - поехали...
Эх, вспышка, вспышка... Мне вообще иногда кажется, что если со всякой выдержкой-диафрагмой большинство, все-таки, худо-бедно разобрались, то с пониманием принципов использования вспышки проблемы возникают даже у более или менее продвинутых фотолюбителей. Во всяком случае, судя по задаваемым ими вопросам. Видимо, слишком уж много там неочевидных на первый взгляд тонкостей, и любая из них может оказаться важной. Так что давайте уж разберемся подробно, от начала и до конца, чтобы ответить на все-все вопросы. И, если вы чувствуете, что не совсем разбираетесь в том, как работает вспышка, и зачастую используете ее "на авось" - обещайте мне, что вы дочитаете до конца, не пропуская ничего. Пусть будет скучно, пусть много технических подробностей - как я уже говорил, любая из них может оказаться важной для понимания, а понимание - важным для правильного применения.
Договорились? Вот и славно.
Итак, начнем с самого начала.
Что же такое фотовспышка?
В общем и целом, не вдаваясь в скучные и ненужные технические подробности, это источник достаточно яркого света, по световой температуре (то есть по цвету) максимально приближенного к натуральному солнечному. Кроме того, этот источник имеет характерную особенность - он выдает свет короткими яркими импульсами. Насколько короткими? На самом деле - очень и очень короткими, в среднем - не длиннее 1/500 секунды, а зачастую и короче. Я вас очень прошу, обратите внимание на эту цифру - она, как вы впоследствии увидите, имеет немалое значение. Импульс света может быть один, или их может быть несколько подряд - это зависит от режима использования вспышки, и к этому мы еще вернемся. Именно потому, что такой источник выдает свет короткими импульсами, его также называют "импульсным источником", а свет - "импульсным". Ну, и раз уж мы заговорили о длительности импульса, упомяну, что в тех вспышках, где мощность импульса регулируется - она регулируется именно за счет его длительности. Импульсные источники света бывают самыми разными, но самый распространенный их вид - обычная, наверняка уже встроенная в вашу фотокамеру, вспышка. Еще вы, наверняка, сталкивались с вспышками, выполненными в отдельном корпусе, имеющем специальные приспособления для крепления на фотокамере - так называемыми "внешними", "компактными" вспышками. Кроме того, существуют и специальные источники импульсного света, применяемые при съемке в студии - они, как правило, имеют питание от сети, достаточно большую мощность, устанавливаются на специальные штативы и используются с различными насадками.
Но все же, какими бывают фотовспышки?

Тут я перечислю несколько наиболее часто встречающихся типов фотовспышек, и упомяну основные особенности, им свойственные. В этих самых особенностях самым главным, на что стоит обратить внимаие, будет способ управления мощностью импульса. Что это за способы такие, для чего нужны и чем отличаются - я ниже расскажу, это важно.
Встроенная в фотокамеру вспышка. Вон она, прямоугольник над объективом. Наверняка в вашей камере такая есть. Ну, или почти такая - выпрыгивающая на специальном кронштейне.
Какие-то характерные особенности для этих вспышек выделить сложно - они могут быть самыми разными, в зависимости от производителя и цены камеры. От самых простых неуправляемых, до достаточно сложных, согласованных с автоматикой камеры, и использующих всякие TTL режимы замера.

Но одно общее качество у них точно есть - как правило, они достаточно маломощны. Кроме того, они физически привязаны к камере, а значит, расположением источника света почти невозможно управлять. И, все же, попробуем охарактеризовать наиболее распространенные встроенные вспышки. Скорее всего, ваша встроенная вспышка будет: маломощной, с возможностью управления мощностью импульса, по способу управления - либо согласованной с автоматикой камеры, либо имеющей собственную автоматику.


Внешняя "компактная" вспышка, согласованная с автоматикой камеры (системная). Их еще иногда называют "репортерскими", чтобы не путать со студийными импульсными источниками. Такую вспышку обычно покупают, если возможностей встроенной вспышки оказывается недостаточно. а бюджет не слишком ограничен. Почему "системная"? Да потому, что это самое согласование с автоматикой камеры будет работать только в рамках той системы фотографического оборудования, для которого эта вспышка предназначена. Казалось бы, тихий ужас - кто их знает, сколько там этих систем? Но на деле все не так уж и плохо - как правило, у каждого производителя фотокамер система одна-единственная (ну, в крайнем случае, есть еще одна-две устаревшие). Так что вспышка, предназначенная, скажем, для современных камер Canon, с достаточно высокой вероятностью будет нормально работать на любой из них. То же и для других производителей. Такие вспышки предлагаются, обычно, самими производителями фотокамер, но есть и всякие "третьи" фирмы, их выпускающие. На иллюстрации, к примеру, одна из лучших подобных вспышек, фирмы "Metz". Как правило, в описании такой вспышки прямо указывается, для какой именно системы она предназначена, так что ошибиться сложно. Что же можно сказать про эти вспышки? Ну, во-первых, они существенно мощнее встроенных. Во-вторых, такие вспышки имеют автономное питание, то есть работают либо от батареек (аккумуляторов), либо от внешнего блока питания. Третье, и самое главное - по способу управления они все имеют возможность работать в режиме согласования с автоматикой совместимой с ними камеры. Но у многих из них можно включить и другие режимы управления - от ручного, до собственной автоматики вспышки. Кроме того, у таких вспышек встречаются и замысловатые дополнительные режимы - стробоскоп, быстрая синхронизация, и тому подобное. О них мы ниже поговорим обязательно.

Внешняя "компактная" вспышка с собственной автоматикой (не системная).
Более бюджетный, и, в настоящее время, куда менее распространенный вариант, нежели предыдущий. Разница в том, что такая вспышка никак не связана с автоматикой камеры, и имеет собственный датчик освещенности (вон он, маленькое отверстие над логотипом производителя). Белая бляшка сверху - это встречающаяся на таких вспышках светоловушка, которая позволяет осуществлять удаленную синхронизацию вспышки с затвором камеры. О синхронизации мы, как вы уже догадались, ниже тоже поговорим. Мощность у таких вспышек бывает самая разная, встречались и очень мощные экземпляры. Что до способа управления мощностью: то, как и следует из названия, основной способ - управление мощностью импульса при помощи собственной автоматики вспышки, на основании показаний встроенного датчика освещенности. У некоторых таких вспышек есть и ручной режим управления мощностью. Понятно, что такие вспышки не привязаны к определенной системе, и их можно назвать универсальными.

Неуправляемая внешняя "компактная" вспышка.
Да-да, бывают и такие. Они дешевы и чрезвычайно просты. Например, большинство советских вспышек были именно такими.
Мощность импульса у них всегда одинакова. Обычно на таких вспышках есть маленькая табличка или что-то вроде арифмометра, с помощью которых можно рассчитать потребную диафрагму при известных расстоянии до объекта и чувствительности пленки (или матрицы).

Студийный имульсный источник света.
Как можно понять из названия - такие вспышки применяются, преимущественно, при студийной съемке. Как правило, они имеют питание от сети, и существенно большую, по сравнению с "компактными" вспышками, мощность. Кроме того, они оборудованы системой, позволяющей как крепить саму вспышку на стандартных стойках для студийного освещения, так и крепить к вспышке различного рода приспособления, управляющие световым потоком - рефлекторы, софтбоксы, тарелки, тубусы, шторки, соты, светофильтры и тому подобное. Сразу хочу сказать, что тема студийного света чересчур обширна для освещения в этой статье, поэтому подробно я обо всем этом рассказывать тут не буду.

По типу исполнения бывают как моноблоками, так и отдельными головками, требующими подключения к внешнему генератору импульса. Впрочем, все это выходит далеко за рамки моего рассказа.

По способу управления такие вспышки, в подавляющем большинстве - ручного управления. То есть, мощность импульса регулируется фотографом вручную. Наиболее дешевые и простые из таких вспышек - неуправляемые, с фиксированной мощностью импульса.


Всякая экзотика.
Когда-то, во времена оны, были распространены и всякие экзотические источники импульсного света. Например, химические вспышки, импульс света в которых получался за счет быстрого сгорания рабочего вещества (как правило, магниевого порошка или магниевой фольги). Вот этот смешной кубик на иллюстрации - одна из последних серийно выпускавшихся химических вспышек. Каждая из четырех сторон кубика - колба с магниевой фольгой внутри, при срабатывании фольга сгорает, давая импульс света. После этого вспышка переворачивается другой стороной - и снова готова в бой. По способу управления, как вы понимаете, это вспышка с фиксированной мощностью импульса, то есть - неуправляемая.
Еще раньше фотограф просто насыпал магниевый порошок в специальную чашку на рукоятке, и так или иначе поджигал его. Видели, наверное, в кино.
Но про эту экзотику мы говорить не будем - скорее всего, большинство из вас ее только в кино и увидят. Хотя автор, к примеру, эти вот смешные кубики еще застал.
Сюда же, к экзотике, отнесем и специализированные фотовспышки, например, вспышки для съемки макро (на второй иллюстрации). По типу это обычно согласованные системные вспышки, а отличаются от обычных "компактных" конструкцией светоизлучающей головки, которая специально предназначена для решения совершенно определенных задач. Подробно рассматривать я их тоже не буду - те, кто покупают такие вспышки, обычно в курсе, как их правильно использовать.
Ну что, с распространенными типами вспышек разобрались с горем пополам, теперь давайте поговорим о тех самых способах управления мощностью импульса.

Спрашивается, а зачем им вообще управлять-то? Не можем же мы, в конце-концов, управлять мощностью солнца, когда снимаем на улице, и ничего, справляемся как-то.
Правильно, справляемся. Для этого, как я писал в одной из предыдущих статей, у нас есть возможность управлять экспозицией, регулируя выдержку и диафрагму. Со вспышкой же этот номер не пройдет - как будет понятно дальше, изменение выдержки нам почти ничего в этом случае не даст. Остается диафрагма - но она сильно привязана к сюжету снимка. Ну, и еще чувствительность, у которой свои ограничения.
Кроме того, солнышко-то от нас бог знает как далеко, и, если мы подпрыгнем - сильно ближе к нему не станем. А вспышка - она куда ближе, и совершенно по-разному освещает близкие к ней и далекие от нее объекты. Настолько по-разному, что даже небольшая разница в расстоянии от вспышки может существенно сказаться на освещенности объекта. А объектов-то в кадре может быть множество, и не все на одинаковом расстоянии...
Так что разумнее, естественно, имея в своих руках источник света, регулировать именно его мощность. Кстати, именно в этом и состоит принципиальная разница между съемкой с использованием естественного освещения, и съемкой, с использованием вспышки. Здесь тот самый камень преткновения, о который многие спотыкаются, привыкнув управлять экспозицией посредством ограничения количества попадающего на матрицу света, а вместо этого столкнувшись с необходимостью управлять ею, изменяя мощность (и прочие параметры) самого источника света. Да, и к слову - как я уже раньше говорил, мощность импульса вспышки, как правило, регулируется за счет изменения его длительности. Так уж они устроены, вспышки эти - сама по себе яркость их лампы неизменна.В общем, понятно, что управлять мощность, по-возможности, надо бы. А как это сделать? Вот для этого-то и существуют разные режимы управления вспышкой. Некоторые из вспышек реализуют только один режим, некоторые - несколько, и имеют возможность выбора режима. А сами режимы вот какие:

Согласованная вспышка
Это самый сложный, но и самый эффективный в большинстве случаев, способ. Он же, как ни странно - и самый распространенный, потому что реализован в большинстве вспышек (во многих встроенных в камеру, и во всех внешних системных "компактных" вспышках). Суть этого способа заключается в том, что автоматика камеры работает в тесном контакте с автоматикой самой вспышки, образуя согласованную систему. Общаются при этом камера со вспышкой по специальному протоколу, разному для разных систем. Даже контакты на колодках, предназначенные для такого управления, у разных систем разные. Ну, а если вспышка встроена в камеру - тут вообще никаких проблем с согласованием не возникает.
Так как же работает согласованная вспышка?
В случае, если вы пользуетесь вспышкой, управляемой автоматикой камеры (то есть согласованной вспышкой), перед этой самой автоматикой камеры встает задача определения потребной для данного сюжета мощности импульса. Решать она ее будет, исходя либо из выбранного пользователем режима работы автоматики, либо, если камера находится в полностью автоматическом режиме, исходя из заложенных производителем алгоритмов. Когда камеры были пленочными, эта задачка решалась очень просто - в камере был специальный датчик, который улавливал прошедший сквозь объектив отраженный от пленки свет вспышки. Затвор открывался, вспышка стартовала свой импульс, и в тот момент, когда автоматика решала, что света на пленку попало достаточно, она просто передавала на вспышку команду прервать импульс. Таким образом, количество света, попавшего на пленку, мало зависело от того, какой объект освещался вспышкой, на каком расстоянии он находился, а зависело лишь от желания фотографа или от алгоритма работы автоматики. Такие системы обычно назывались TTL (Thru The Lens, "через объектив") управлением согласованной вспышкой. С цифровыми камерами все оказалось несколько сложнее - матрица, в отличии от пленки, покрыта стеклянным фильтром, и уловить отраженный от нее свет достаточно сложно. Поэтому производителям пришлось пойти на некоторое усложнение системы, и заставить вспышку совершать предварительный, так называемый "оценочный" импульс еще до того, как будет открыт затвор камеры. Свет от этого импульса улавливается эксподатчиками камеры, и на его основании рассчитывается потребная мощность, которая потом и воспроизводится в основном импульсе. На некоторых моделях камер этот самый оценочный импульс можно даже заметить невооруженным взглядом, на других промежуток между оценочным и основным импульсами настолько мал, что для человеческого глаза они сливаются в один. В итоге, после того, как вы нажали на спуск, происходит вот что: сначала камера дает вспышке команду произвести оценочный импульс, но затвор при этом не открывает. Вспышка производит импульс (достаточно слабый), камера оценивает получившуюся картину, и вычисляет необходимую мощность (продолжительность) основного импульса. В этом вычислении учитывается множество факторов, в том числе, может учитываться и расстояние до объекта, на который мы сфокусировались (эти данные поступают из объектива). И только после этого камера открывает затвор, сообщает об его открытии вспышке, и та совершает уже основной импульс вычисленной мощности. Затвор закрывается - и мы готовы делать следующий кадр. Такие системы у разных производителей называются по-разному. У Canon, например, такая система называется ETTL, у Nikon - iTTL, и так далее.

Автоматическая вспышка (управление с помощью встроенной автоматики)
Если вы используете автоматическую вспышку с собственным сенсором освещенности, то здесь все происходит примерно так же, как в пленочной TTL системе, только сенсор находится не в камере, а на вспышке, и смотрит не на пленку, а просто прямо вперед, на снимаемый объект. В этом случае камера, открыв затвор и сообщив об этом вспышке, больше с ней не связывается, а стартовавший импульс прерывается в тот момент, когда автоматика вспышки решает, что света, отраженного от снимаемого объекта и попавшего на ее сенсор, уже достаточно для нормального экспонирования. Этот способ, очевидно, имеет определенные недостатки (например, совершенно не в состоянии учитывать, какой объектив вы используете, и попавший на сенсор свет может быть отражен совсем не от того объекта, который на деле попал в кадр), и в настоящее время используется редко.
Ручное управление
В случае же ручного управления вспышкой (и в случае неуправляемой вспышки) мощность импульса уже задана заранее фотографом, или вообще фиксирована. Никаких сенсоров, никакого прерывания импульса - затвор открывается, камера сообщает об этом вспышке, та производит импульс заранее заданной мощности, затвор закрывается. Правильную мощность фотографу приходится определять самостоятельно, а, если возможности управления мощностью у вспышки вообще нет - управлять экспозицией другими способами, например, изменяя диафрагму, или изменяя расстояние между вспышкой и снимаемым объектом.
Ну как, пока все понятно? Не бойтесь, скоро мы закончим эту скучную техническую часть, и перейдем к собственно фотографической.
Но сначала - пара слов о синхронизации.
Когда вы читали описание способов управления мощностью импульса вспышки, вам все время встречалась конструкция вроде "камера открывает затвор, и сообщает об этом вспышке". А как, собственно, она сообщает? И зачем это нужно?
Зачем - вопрос простой. Раз источник у нас импульсный, и импульс его очень короток, то было бы неплохо, чтобы он произошел именно в то время, когда открыт затвор, верно? В противном случае - что от него толку? Казалось бы, всего дел - одновременно нажать на кнопки спуска и камеры, и вспышки. Но проблема в том, что тут речь идет об очень маленьких временных промежутках, сотых долях секунды, и человек просто не в состоянии синхронизировать такие короткие события. А вот автоматика - вполне в состоянии. Тем более, что в данном случае она очень проста - камере всего лишь надо, открыв затвор, замкнуть некий контактик, а вспышке - сработать в момент, когда он будет замкнут.
Элементарно, правда?
В большинстве случаев - да. Тот самый центральный контакт на колодке фотоаппарата для этого и предназначен. Если вспышка стоит на камере, этот контакт на колодке замыкается в момент срабатывания затвора, вспышка это понимает - и срабатывает как раз вовремя. А если вспышка не стоит на камере, а должна находиться отдельно от нее? Тогда, конечно, мы сталкиваемся с некоторыми сложностями, к которым мы еще вернемся.

Ведущее число вспышки
Вы наверняка слышали этот термин, правда? Число какое-то, куда-то ведущее. Куда? Кого? Непонятно. На самом же деле ничего загадочного. Мало того - и ничего особенно важного. Это всего лишь мощность импульса вспышки, измеряемая, вы не поверите - в метрах! Хорошо хоть, что не в килограммах... По сути, это расстояние до снимаемого объекта, при котором вспышка еще может обеспечить его нормальное освещение, при условии, что чувствительность равна 140 ISO, а диафрагма - единице. Сейчас у подавляющего большинства фотовспышек есть возможность регулировать мощность импульса, то есть работать с переменным ведущим числом. И этот термин все больше и больше употребляют в качестве обозначения максимальной мощности импульса, которую способна выдать вспышка, и иногда включают в ее название. Например, максимальное ведущее число вспышки Canon 580EX равняется 58 метрам, а вспышки Canon 430EX - 43 метрам. Само по себе ведущее число применяется в расчетах экспопараметров при ручной установке мощности вспышки, и, если вы снимаете в каком-то из автоматических режимов - можете смело выкинуть его из головы, оно вам не понадобится (подавляющее большинство читателей смело могут это сделать, и они будут абсолютно правы). Запомните только, что чем больше максимальное ведущее число вспышки - тем она мощнее.
Итак, в результате всех этих технико-лирических отступлений мы выяснили, что:
1. Вспышка - это источник света, который она выдает короткими (сотые доли секунды) импульсами.
2. Мощностью импульса вспышки, как правило, можно управлять - и делать это можно тоже разными способами. Основные из них - "согласование" с автоматикой камеры, и ручное управление мощностью.
3. Для того, чтобы импульс вспышки совпадал по времени с открытием затвора, существует такая штука, как "синхронизация" камеры и вспышки.
4. Ведущее число вспышки - это всего лишь мощность ее импульса (иногда - это максимальная мощность ее импульса).
Отлично. Вопросов, я надеюсь, нет?
Но все это было только начало. Так, простое определение и разъяснение терминов. Все самое интересное и важное начинается дальше (не влезло в один пост в силу технических ограничений).
Говоря о том, что такое вспышка, какие они бывают и как работают, мы лишь вскользь упомянули о том, для чего, собственно, она нам нужна. Самое время к этому вернуться.
Итак, вспышка - это источник света, который, в конечном итоге, попадает к нам на матрицу или на пленку, и, тем или иным образом, служит для формирования нашей фотографии. Ведь фотография - это светопись, не забыли?
ВАЖНО! С этого места читаем очень внимательно!
И тут надо сразу определиться, что есть два основных способа использования вспышки для формирования кадра:
1.Вспышка, как единственный источник света в кадре.
В этом случае весь свет, что рисует нам изображение, исходит от вспышки, или от нескольких вспышек. Других источников света в кадре нет, или они настолько слабы по сравнению со вспышкой (вспышками), что их влияние можно не учитывать. Или даже НУЖНО не учитывать, то есть другой источник света есть, но мы не хотим допускать, чтобы он принял значимое участие в нашей светописи. Примеры: съемка со вспышкой в относительно темном помещении, в студии, в темное время суток на улице. Даже если вы снимаете своих гостей на вечеринке - это тот самый случай.
2. Вспышка, как дополнительный источник света в кадре.
В этом случае помимо вспышки (или нескольких вспышек) в кадре есть и другие источники света. Как правило, эти источники будут не импульсными, а постоянными. Это может быть как естественное, так и искуственное освещение. Важно другое - мы хотим, чтобы свет от этих источников принял участие в формировании кадра наряду со светом от вспышки. Примеры: подсветка вспышкой теней на переднем плане при съемке на улице при естественном освещении, так называемые "ночные портреты", когда лицо человека подсвечивается вспышкой, но на заднем плане должна быть не чернота, а, скажем, красивый закат или огни города, съемка в условиях, когда плохо освещенный объект на переднем плане расположен на ярко освещенном фоне, и тому подобное. Разница между этими двумя способами принципиальная, и ее очень важно понимать, потому что выбор одного из них очень сильно влияет на все, что касается использования вспышки. Кстати, в этом месте находится еще один камень преткновения, о который споткнулись очень и очень многие. И именно поэтому я и пугаю читателей всякими устрашающими красными надписями.
Так в чем же "принципиальность" этой самой разницы?
Почему она так важна?
Ну, о фотографической разнице я уже сказал - она в том, какие именно источники света участвуют в формировании кадра. Теперь о технической: Давайте посмотрим, что у нас происходит в первом случае, если единственный источник света - вспышка (или вспышки). Итак, вокруг - темнота, ни шиша не видать (ну, идеальный случай, для иллюстрации), наша камера открывает затвор, чтобы сделать кадр с выдержкой, скажем, 1/200 секунды, и что же? А ничего, света нет, на матрицу он не попадает, ничего не происходит. Но затвор все еще открыт, ведь выдержка - это некий промежуток времени, пусть и небольшой. И тут - БАЦ, пыхает вспышка. Очень коротко - 1/700 секунды длится ее импульс, гораздо короче нашей выдержки затвора. Свет отразился от объектов в кадре, попал на матрицу, вспышка потухла. Затвор все еще открыт, но снова ничего не происходит. И, наконец, затвор закрывается. Вот примерно так все и происходит. Разница может быть только в том, что вокруг не обязательно темнота, и свет от других источников успел попасть на матрицу, но выдержка-то у нас стояла относительно короткая, другие источники, по сравнению со вспышкой, очень слабые, и света от них попало разве что капельку, на фоне света от вспышки и не разобрать.
Что же тут можно сказать? А вот что: в этом случае в целом абсолютно не важно, стояла ли у нас выдержка 1/200 или, скажем, 1/100 (или даже 1/10, если вокруг было действительно темно). Степень экспонированности кадра от этого совершенно не зависит - ведь все, что выдала вспышка, которая у нас единственный значимый источник, успело пролезть в короткий промежуток длительности ее импульса. А затвор был все равно открыт дольше, и большинство времени как бы "вхолостую", и поэтому на экспозицию никак не повлиял. И что же, управлять экспозицией при помощи выдержки при съемке со вспышкой совсем невозможно? Да, именно так, но с маленькой важной оговоркой - только в случае, когда вспышка является единственным источником света. А какую ж выдержку тогда поставить, если управлять экспозицией с ее помощью все равно не получается? Очень просто - минимальную из возможных. Почему минимальную? Да потому, что чем она меньше, тем меньше влияние на нашу светопись тех самых "прочих" источников света, что могут оказаться в кадре помимо вспышки, а они нам, как мы выше договорились, в данном случае не нужны вовсе. Почему "из возможных", а не просто самую маленькую, которую только может отработать затвор? Тут сложнее, придется рассказывать о том, как работает затвор, и вводить такое понятие, как
минимальная выдержка синхронизации (или просто "выдержка синхронизации", для простоты).
Так вот, большинство затворов устроены несколько сложнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. Казалось бы, его задача очень проста - открыл некую шторку(или шторки), подождал мгновение, закрыл шторку. Обычно так и происходит, если выдержка не очень коротка. Если же она очень коротка, меньше, скажем, 1/250 секунды, то затвор уже попросту не успевает открыть-закрыть шторки, и начинает хитрить. Вместо того, чтобы полностью открыть все кадровое окно на потребное время выдержки, он как бы прогоняет по площади кадра некую полоску света, щелочку. Происходит это все за те же 1/250 секунды (быстрее он просто не умеет), но ширину щелочки-то он может менять, и поэтому на каждый отдельный участок кадра свет падает в течении гораздо меньшего времени. Тем меньшего, чем уже щелка между шторками затвора. Именно с помощью этой военной хитрости и отрабатываются короткие и суперкороткие выдержки. Ну и что, спросите вы? Пусть щелочка, какая разница? Работает же? Я сам снимал вчера на выдержке 1/1000 секунды! Да, работает, но только если источник света постоянный, и в течении этих самых сакральных 1/250 секунды светит с одинаковой силой. Тогда все в порядке. А если источник - вспышка, и ее импульс втрое короче? Получится, что пока наша щелка едет вдоль кадра, вспышка успеет сработать и погаснуть, а щелка все еще не добралась до края. Итог - треть кадра получила свет от вспышки, остальные две трети - остались без него. Оно нам надо? Понятно, что не надо. Нам надо, чтобы вспышка осветила весь кадр, а значит, должен быть момент, когда кадровое окно полностью открыто. Так вот, минимальной выдержкой синхронизации и называется та минимальная выдержка, при которой кадровое окно все еще открывается полностью. Зависит она не от положения звезд, а лишь от конструктивных особенностей затвора, и на данный момент для большинства затворов зеркальных камер составляет что-то около 1/200 - 1/500 секунды. У моей камеры, к примеру - 1/250. У других камер может быть другая, но сильно отличаться не будет. Значит ли это, что со вспышкой нельзя снимать с выдержками, короче минимальной выдержки синхронизации? В принципе, да. Нельзя. Если мы выставим выдержку меньше - мы получим не полностью, а лишь частично проэкспонированный кадр. Некрасиво. Но у меня есть одна хорошая новость - на некоторых вспышках реализован специальный режим для съемки с более короткими, чем минимальная выдержка синхронизации, выдержками.
Это так называемая быстрая синхронизация, смысл которой в том, что вспышка производит не один, а целую серию импульсов в течении времени, пока щель затвора движется по кадровому окну, и в результате все части кадра получают свое. И плохая новость тоже есть, даже две: во-первых, такой режим есть далеко не у каждой вспышки, а во-вторых, мощность ее делится на несколько импульсов и, соответственно, во столько же раз ослабевает. В общем и целом получается, что с короткими выдержками в принципе снимать можно, но с соответствующим оборудованием и другими ограничениями.
Ну, а самая хорошая новость состоит в том, что в случае, если вспышка у нас является единственным источником света в кадре, выдержки короче этой самой минимальной выдержки синхронизации нам нафиг не сдались. Какая разница, с какой выдержкой снимать, если эффективное время выдержки все равно определяется продолжительностью импульса вспышки, которая достаточно мала, чтобы, скажем, при необходимости "заморозить" почти любое движение в кадре?
В общем, устанавливаем минимальную выдержку синхронизации для своей камеры, и не паримся больше с ней. Забываем про выдержку совсем, во всяком случае, пока вспышка - единственный источник света. Минутку! Что же это получается, нас оставили без выдержки? Как же управлять экспозицией? Одной только диафрагмой, что ли? А если я не хочу ее трогать, если я снимаю портрет, и мне нужна малая ГРИП, а для этого - совершенно определенная диафрагма? И чувствительность тоже трогать не хочу - шумы еще полезут, и вообще. Как же быть?
Без паники. Ну да, выдержку отобрали, диафрагму и чувствительность сами не дадим, но способ управлять экспозицией все равно есть. Какой? Да очень простой - надо лишь отрегулировать мощность вспышки, и всех дел. И тогда мы и при фиксированной выдержке, и при нужной нам для сюжета диафрагме получим желаемую экспозицию. Как отрегулировать - об этом говорилось выше. Это либо сделает автоматика камеры, либо автоматика самой вспышки, либо фотограф, ручками установив мощность импульса. Ну, а в крайнем случае, если нам попалась вспышка без возможности управления мощностью импульса - придется пожертвовать диафрагмой, изменяя ее. Или, если это никак нельзя - можно пододвинуть вспышку поближе к снимаемому объекту, или отодвинуть подальше. Или хоть носок на нее надеть, чтобы светила послабее. В общем, способы найдутся. А сухой остаток у нас вот какой: если вспышка (или вспышки) является единственным значимым источником света в кадре, то основным способом управления экспозицией является изменение мощности ее импульса. Видите, что получается? Совсем другая фотография у нас вышла, никаких привычных соотношений выдержка/диафрагма, никакой экспокоррекции, а одно непривычное управление мощностью вспышки.
Но что поделать? Придется и к этому привыкать. Главное, это понимать, что к чему и отчего. А как ей управлять - это вы найдете в инструкции к камере или вспышке. Если вы работаете в режиме автоматического управления мощностью вспышки, то, как правило, у вас на камере или на вспышке есть что-то вроде экспокоррекции, только относящееся к вспышке, так называемая "компенсация вспышки". Покрутили в плюс - автоматика будет давать более мощный импульс, покрутили в минус - менее мощный. Смысл, в общем, тот же, что и у экспокоррекции, только влияем мы не на рассчитанное автоматикой соотношение выдержка/диафрагма, а на расчитанную автоматикой же мощность импульса вспышки. Ну, а если управляем вспышкой вручную - крутим регулятор уже на ней, и устанавливаем мощность напрямую. Контролируем экспозицию все так же - с помощью гистограммы, если камера цифровая. Если пленочная - то либо полагаемся на автоматику или какие-то способы расчета экспозиции, либо я вас поздравляю, вам надо бежать в магазин за флешметром (это такой экспонометр, который может измерять освещенность объекта именно импульсным источником света).
Использования вспышки, когда она - не единственный источник света?
О, тут все и проще, и сложнее. С одной стороны, нашей камере надо отработать все как обычно - ведь в кадре привычные, обыкновенные источники света (солнышко, например). С другой - надо туда еще и свет от вспышки как-то впихнуть, чтобы, скажем, передний план подсветить. Поэтому и работает в этом случае все, в целом, как обычно. Автоматика (или фотограф, или они вместе) определяет потребную экспозицию с учетом именно внешнего освещения (без учета вспышки), устанавливает выдержку с диафрагмой, исходя из этого, и нажимает на спуск. Затвор открывается, свет от внешних источников начинает попадать на матрицу или пленку, пыхает вспышка, свет от нее тоже попадает сюда, вспышка тухнет, свет от внешних источников продолжает падать на матрицу, затвор закрывается. Видите, что получается. Свет попадает на матрицу все время, пока открыт затвор, а не только в момент срабатывания вспышки. А значит, что от управления выдержкой нам тут отказываться никак нельзя. Мы продолжаем ею рулить как обычно. Но помним о том, что импульс от вспышки у нас очень короток, короче, чем время, в течении которого затвор был открыт, а значит, выдержка влияет только на количество света, попавшего в кадр от внешних источников, но опять никак не влияет на количество света, попавшего в кадр от вспышки. У вспышки, как всегда, своя собственная, весьма короткая, "выдержка". И что же из этого следует? А вот что: количеством света от внешних источников (всех, кроме вспышки) мы в этом случае управляем привычным образом, либо изменяя выдержку и диафрагму, либо пользуясь экспокоррекцией, и позволяя автоматике камеры изменять один или сразу оба этих экспопараметра автоматически. А вот количеством света от вспышки мы можем управлять только как и в первом случае - либо изменяя диафрагму, либо изменяя мощность собственно вспышки, либо изменяя расстояние от вспышки до освещаемого объекта. То есть, при выбранной исходя из потребностей сюжета диафрагме, крутим все ту же "компенсацию вспышки", изменяя выбранную автоматикой ее мощность, либо уж выставляем мощность вспышки вручную. Видите, у нас как бы две совершенно отдельных экспозиции - одна от постоянного света, другая от вспышки. И управлять ими можно (и нужно) раздельно. Позвольте, а если я снимаю на ярком солнечном свете с открытой диафрагмой, мне же нужна будет очень короткая выдержка! А как же вспышка? Она ведь мне тоже нужна, мне передний план подсветить ей надо! Тут, к сожалению, нас ждет засада. Как мы уже выяснили раньше, для того, чтобы вспышка могла осветить весь кадр целиком, а не только его часть, выдержка должна быть не короче минимальной выдержки синхронизации, которая не такая уж и короткая, если речь идет о ярком солнечном дне. Что же делать, если при этом хочется подсветить что-то вспышкой? Выход, боюсь, только один - использовать режим быстрой синхронизации, о котором мы говорили выше. Если, конечно, он у вашей вспышки есть. А если нет? Ну, тогда либо отказаться от использования вспышки, либо искать способ удлиннить выдержку до выдержки синхронизации. Прикрыть диафрагму, использовать нейтральный серый фильтр. Впрочем, это может не помочь - ведь и прикрытая диафрагма, и серый фильтр ослабят не только внешний свет, но и свет от вспышки, и, даже, если она нормально отработает, ее мощности может попросту не хватить.
С "ночными" портретами, конечно, все проще. Тут задний план довольно темный, для его нормальной проработки выдержки нужны длинные, иногда целые секунды, и поэтому проблем с минимальной выдержкой синхронизации не возникает. Но возникают другие интересные моменты и проблемы. Представьте, что вы снимаете, ну, скажем, файерщика, который ночью посередь Болотной площади крутит огненный пои. Причем хотите, чтобы у вас в кадре не только собственно огонь был, который он крутит, но и сам крутящий. Возникает дилемма - файерщик двигается, причем довольно быстро, и значит, снимать его придется с достаточно короткой выдержкой, иначе размажется, а на улице ночь, с короткой выдержкой снимать не получится. Помогла бы вспышка - но огонь, как вы понимаете, вспышкой не подсветишь, он сам по себе источник света (многие, наверное, получили разочаровывающий результат, попытавшись снять красивую горящую свечу со вспышкой). Что же делать? Вот, как раз тот самый случай, когда стоит использовать вспышку как дополнительный источник света. А другим источником у нас будет огонь. Теперь давайте разберемся, как правильно определить экспозицию, и какую выставить выдержку. Самого фйерщика мы будем подсвечивать вспышкой, а значит, на него выдержка никак не повлияет, он будет снят с той выдержкой, которую обеспечит нам длительность импульса вспышки. Поэтому выдержку определяем, исходя из того, насколько размазанным нам нужно получить огонь. Предположим, это полсекунды, за которые крутящийся файер успевает преодолеть половину круга. Осталось определить диафрагму. Она уже будет зависеть от яркости огня и от выбранной выдержки. Автоматика тут вряд ли поможет, поэтому сделаем это опытным путем, сняв несколько пробных кадров и откорректировав диафрагму до получения желаемой экспозиции. Теперь мы готовы снимать огонь. А как же сам файерщик? Включаем вспышку, и позволяем автоматике камеры определить, насколько сильным должен быть ее импульс. Если автоматика ошиблась, и требуется корректировка - вносим ее, изменив значение "компенсации вспышки". А можем вообще перейти в ручной режим управления мощностью вспышки (если такая возможность у нашей аппаратуры есть), и попробовать подобрать ее вручную.
Итак, мы, вроде бы, готовы снимать. Нажимаем на спуск, затвор открывается, свет от крутящегося файера начинает падать на матрицу, тут и вспышка пыхает, оставляя в кадре фигуру файерщика, а дальше у нас еще почти полсекунды, в течении которой затвор открыт, и движущийся файер продолжает рисоваться в кадре. Наконец, затвор закрылся, и что мы видим? А видим мы файерщика, у которого из руки вперед вырастает закручивающаяся яркая полоса из огня. Ведь он-то у нас проэкспонировался в самом начале (именно тогда сработала вспышка), а потом еще полсекунды экспонировался файер. Неплохо вроде, но что, если вам хочется, чтобы полоса из огня оставалась за рукой, а не росла из нее вперед? Так будет логичнее, правда? Прокрутим еще раз в голове все, что произошло после нажатия на кнопку спуска затвора, и станет понятно, что теперь нам нужно, чтобы вспышка сработала не в начале всего процесса экспонирования, а в конце. То есть, не сразу после открытия затвора, а непосредственно перед его закрытием. Если мы сделаем так, то кадр сразу сильно изменится, правда? А всего-то, казалось, изменили-то мы какую-то несущественную малость - в какой момент сработать вспышке. Вот эти два разных момента срабатывания вспышки и называются синхронизацией по первой и второй шторкам затвора. Синхронизация по "первой шторке" - это срабатывание вспышки сразу после открытия затвора, по "второй шторке" - срабатывание ее непосредственно перед ее закрытием. А сам процесс, когда затвор отрабатывает достаточно длинную выдержку для нормальной проработки слабо освещенной сцены, и при этом применяется вспышка для подсветки отдельных деталей этой сцены, называется медленной синхронизацией. Тут надобно заметить, что все эти термины, и синхронизация по первой и второй шторкам, и сама по себе медленная синхронизация имеют смысл только в том случае, если используется второй наш способ применения вспышки, то есть в качестве дополнительного, а не единственно значимого источника света. При использовании вспышки как единственного значимого источника, как мы раньше поняли, выдержка как таковая вообще не имеет существенного значения, а вместе с ней теряют смысл и все связанные с ней понятия. Несложно представить, что нет никакой разницы между "вспышка, а потом какое-то время ничего" и "какое-то время ничего, потом вспышка". Но что же у нас в сухом остатке по второму способу использования вспышки, когда она не является единственным источником света в кадре?
А вот что: если вспышка (вспышки) не является единственным источником света в кадре, то экспозицией той части кадра, что освещается вспышкой, и той части, что освещается иными источниками, можно и нужно управлять раздельно. Экспозицией первой части проще всего управлять, изменяя мощность импульса вспышки, экспозицией второй части - обычным образом, изменяя экспопараметры (выдержку и диафрагму). Также можно сказать, что при использовании вспышки в качестве дополнительного источника света есть определенные ограничения, связанные, в основном, с минимально возможной выдержкой. Ну, и кроме того, в случае использования вспышки в качестве дополнительного источника света иногда имеет значение момент срабатывания вспышки, которым также можно и нужно управлять.
Юпитер-37А
 
Рейтинг: +4
 
 
Комментарии (5)
Екатерина Ковзиридзе # 17 октября 2012 в 11:07 +1
Спасибо за полезную статью. Все разом не усвоила, буду штудировать.
Олег Осадчий "Photo by Osadchy" # 17 октября 2012 в 19:00 +1
я тоже со 2-го раза все усвоил, я еще выкину 2 часть!!!
Евгений nibumbum # 17 октября 2012 в 15:50 +1
Симпатично написано. Респект! :о)
Олег Осадчий "Photo by Osadchy" # 17 октября 2012 в 19:00 +1
Спасибо, это от пользователя Taler [Link]
Дмитрий Пославский # 17 ноября 2012 в 02:31 0
очень доступно и подробно, многое прояснилось.
Спасибо. ждем вторую часть.
 ()
фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Комп.обработка Одесса
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Не фотограф
 ()
фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Ярославль
 ()
Фотограф Узунагач
 ()
фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Орехово-Зуево
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Не фотограф
 ()
Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф Ярославль
 ()
Фотограф