Собор Архангела Михаила. Конец XIII в.

Опубликовано: 3051 день назад (21 ноября 2015)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 1470



165 х 118 см.
Государственный Русский музей.
Собором архангелов именуется несколько христианских праздников, посвященных небесным силам. Самые известные из этих праздников — Собор архангела Михаила и прочих бесплотных сил, отмечаемый 8 ноября (21 по новому стилю) и Собор архангела Гавриила — 26 марта (8 апреля по новому стилю, на следующий день после Благовещения).

Икона «Собор архангелов» связана как с этими праздниками, так и с историческими событиями, имевшими место в IX веке в Византийской империи. Тогда, после нескольких десятилетий тяжкой борьбы с иконоборцами, нашедшими поддержку при императорском дворе, Православная церковь восстановила почитание икон. Этой победе и по¬священа икона, чья композиция восходит к античному победному «образу на щите». Щит вместо языческих крылатых богинь победы несли ангелы, и на нем изображался крест. Позднее вместо креста появилось изображение Спасителя в виде отрока. Такой образ в иконографической традиции носит название «Спас Эммануил» (по одному из имен Христа, упоминаемому в Библии). Несут же щит не просто ангелы, а архангелы Михаил и Гавриил (иногда в сопровождении других небесных сил).

Смысл образа — в прославлении Небесного воинства, предводитель которого — сам Господь в облике Спаса Эммануила. Это — символ воинской защиты, непреоборимого щита», победы в борьбе за правое дело. Недаром древнерусские воины считали архангела Михаила своим покровителем, украшая шлемы изображением его крылатой фигуры.
Такая идея явственно читается в одной из древнейших русских икон на эту тему — «Соборе архангелов» из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге, хранящейся ныне в Русском музее. Композиция иконы строга и лаконична. Две фигуры в рост, изображенные фронтально, — архангелы Михаил и Гавриил; они держат небольшую сферу с изображением Спаса Эммануила.

Особенность иконы — ее колорит: темный, приглушенный. Синий, темно-вишневый, темно-коричневый, тускло-красный — сумрачные, глухие тона, так сильно отличающиеся от характерных для русской иконописи насыщенных красок. На темном фоне светятся нимбы, и вьется тонкий орнамент на одеждах архангелов и на почве под их ногами. Суровой мощью веет от этой иконы, созданной во второй половине XIII века—в тяжкие для Руси времена татарских нашествий. Иконы более позднего времени, как правило, имеют сложную многофигурную композицию. Здесь на первый план выходит понятие «собор», и художники, изображая ангелов, несущих круглый щит с образом Спаса Эммануила, стремятся создать впечатление бесчисленного небесного воинства. Такова, например, икона конца XV века из Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Организующим центром ее композиции становится, кроме щита, также изображение серафима с длинными, остроконечными, полными движения крыльями.
(«Шедевры Русской иконописи» 2008).
Рождество Христово из праздничного чина. 1405г.   |   НИКОЛА ЛИПЕНСКИЙ (АЛЕКСА ПЕТРОВ 1294г.).
Комментарии (2)
Сергей Васильев # 28 ноября 2015 в 18:13
Serg65Kaluga
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3,16; Тов. 12,15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5,20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4,36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - «пламень огненный». Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил - на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил - держит в руке весы.
(По материалам сайта «Завет.Ru - православное чтение»)
Сергей Васильев # 28 ноября 2015 в 18:55
Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: СЕРАФИМЫ, ХЕРУВИМЫ и ПРЕСТОЛЫ. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6,2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1,16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: ГОСПОДСТВА, СИЛЫ и ВЛАСТИ.
ГОСПОДСТВА (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
СИЛЫ (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
ВЛАСТИ (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: НАЧАЛА, АРХАНГЕЛЫ и АНГЕЛЫ.
НАЧАЛА (Кол. 1,16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
АРХАНГЕЛЫ (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
АНГЕЛЫ (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - «кто как Бог») - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях.
Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 - 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3,92 - 95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами закщщ ченному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1,9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».
(«Иконы и молитвы Божественное исцеление» № 46 ноябрь 2009).
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Алитус
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Усть-Кут
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Varna
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Евпатория