ПАМЯТИ И.В. Сталина

Опубликовано: 1148 дней назад (3 марта 2021)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 654
Дует пронизывающий ветер. Судорожно холодно. Но мы, четверо одноклассников из 5-го «Б», стоим с обнаженными головами (хорошо, хоть в пальто). На шее – красные галстуки, в пионерском салюте подняты руки. Мы застыли в почётном карауле по углам квадратной клумбы, окружающей памятник Ленину, на центральной площади города. Через полчаса нас сменит другая четвёрка, но эти полчаса мы должны стоять, не шелохнувшись.
В тот день, 9 марта 1953 года, страна прощалась с Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и пионерские караулы стояли по всем городам и городкам Советского Союза, возле каждого памятника Сталину…
В Гродно, если память мне не изменяет, было три памятника Сталину, а школ – 11, т.е. памятников на всех «не хватало» – вот и выставили караулы ещё и возле памятников Ленину. Моя школа была в числе тех, которой «не повезло», и я не без улыбки вспоминаю, что в марте 1953 испытывал чувство зависти к тем школам, чьи караулы стояли возле памятников Сталину.… Но даже возле памятника Ленину, когда я мёрз в карауле, я был преисполнен сознания значимости момента. Исполняемая мною «миссия» была почти государственной важности: казалось, на меня смотрит вся страна…
Вот таким было ощущение у мальчишки в провинциальном городке Гродно в тот день, когда за тысячу километров, в Москве хоронили Сталина. И думаю, что большинство мальчишек и девчонок Советского Союза тоже искренне переживали нечто подобное: ушел Вождь, Отец, Учитель.… Нас же не один год так учили. И мы это впитали! Ведь детское сознание – это “Tabula rasa” : пиши, что хочешь…
А сегодня, спустя более полувека после смерти Сталина, я думаю, как интересно и полезно было бы провести в 1953г опрос среди наших колхозных крестьян и узнать, как они восприняли смерть «отца», и было ли это для них «всенародным горем». Ведь в ту пору наши крестьяне были, по сути, крепостными: под предводительством Сталина за свой труд они получали «палочки трудодней», и не могли уехать из деревень, поскольку были лишены паспортов. Но опросы тогда не проводили, да и как проверить правдивость ответов…
Первое правительственное сообщение о болезни Сталина прозвучало 4 марта. Замогильно звучал из репродуктора голос, кажется Левитана, нагнетая тревожные ожидания.
«… В ночь на 2-ое марта у товарища Сталина, когда он находился в Москве в своей квартире, произошло кровоизлияние в мозг, захватившее важные для жизни области мозга. Товарищ Сталин потерял сознание. Развился паралич правой руки и ноги. Наступила потеря речи. Появились тяжелые нарушения деятельности сердца и дыхания…. Лечение товарища Сталина проводится под постоянным наблюдением Центрального Комитета КПСС и Советского Правительства.
Ввиду тяжелого состояния здоровья товарища Сталина Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР признали необходимым установить с сего дня публикование медицинских бюллетеней о состоянии здоровья Иосифа Виссарионовича Сталина».

Были опубликованы ещё два бюллетеня, и в каждом сообщалось о дальнейшем ухудшении состояния. А в 21 час 50 минут 5 марта Сталин умер. О смерти Сталина было объявлено по радио на следующий день, 6 марта 1953 года в 6 часов утра, т.е. как только включили радиовещание (с 12 ночи до 6 утра по всей стране система радиовещания выключалась). Согласно медицинскому заключению, смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг.
Сейчас чего только ни пишут про Сталина…. Кто-то обожествляет, кто-то чернит, кто-то повторяет чужие фантазии. Но я сейчас пишу только о своих воспоминаниях и впечатлениях, связанных с кончиной И.В. Сталина, какими бы смешными и детскими они теперь ни казались…
Врезалась в сознание фраза, звучавшая в ту пору: «вся страна застыла у радиоприёмников». Не берусь судить, насколько «застыла» и вся ли страна. Мне ещё не исполнилось 12 лет, и, живя в маленьком провинциальном городе, Сталина ни вблизи, ни издали не видел и даже людей, которые видели бы его, я не встречал. Тем не менее, я глубоко и искренне переживал за Иосифа Виссарионовича. Помню, как ожидал новых сообщений по радио, как напряженно слушал непонятные медицинские термины, как всё внутри сжималось от предчувствия беды и как всё оборвалось, когда о ней объявили. Особенно почему-то запало в память какое-то непонятное «дыхание Чейна-Стокса», но, что так называется агональное дыхание, я узнал много-много позже.
А как можно было узнать: какие были у меня источники информации – школа да родители. Детский читальный зал – один на весь городок, да и там была только беллетристика. Про существование энциклопедии я узнал только, когда у нас дома появился трёхтомный энциклопедический словарь, ставший одной их моих любимейших книг. То ли дело теперь: чуть что – и в Интернет…. Но тогда, когда до Интернета был ещё путь в несколько десятилетий, найти ответы на свои вопросы в городке Гродно порой было просто невозможно.
Поздно вечером 9 марта, порядком продрогнув и устав, с дикой головной болью, я бился в истерике: «Сталин умер...!» Долго и безутешно я рыдал. Рядом сидела мама, гладила меня по голове и утешала. А в какой-то момент, вероятно устав от моей истерики, вдруг сказала: «Не смей плакать из-за этого человека!» Сказала резко, категорично, как будто пощечину дала истеричной девице. Тогда эту фразу я не осознал и продолжал плакать. Но подсознательно, видимо, всё же почувствовал её значимость, потому что запомнил на всю жизнь, и спустя много десятилетий могу даже вызвать в памяти тон, каким мама её произнесла.
Больше она ничего не посмела сказать. Но и то, что сказала, было совсем не безопасно говорить: а вдруг ребенок по глупости где-то проболтается…. Органы госбезопасности не дремали и постоянно были на чеку – даже мы, мальчишки, их боялись и, проходя мимо здания МГБ на улице Тельмана, начинали говорить полушёпотом.
Из этого своего воспоминания (а за его достоверность я полностью ручаюсь) я делаю очень важный вывод: не у всех граждан нашей страны в ту пору были отключены мозги.… Ведь родители мамы были простые крестьяне, у неё самой образование было всего лишь среднее техническое (лесовод), жизнь она прожила в основном в белорусских провинциальных городках, таких как Червень, Бобруйск, Слуцк, Гродно. То есть в политике и государственных делах была она человеком неискушённым. И, тем не менее, поняла что-то такое, о чём вслух тогда никто не говорил. А ведь культ личности Сталина был тотальным: его именем были названы города, улицы, заводы, колхозы, каналы, водохранилища. В газетах – аллилуйя, по радио – аллилуйя. Были ли в стране город или крупное село, в котором ни было памятника Сталину. В одном Гродно их было три, и я точно помню, где именно. Но не уверен, что их не было больше.
В главном зале гродненского почтамта помню огромную картину – на всю стену, на которой Сталин был изображен на фоне бескрайних полей и лесов. Весь такой великий и мудрый полубог. В каждом классе висели портреты Ленина и Сталина, а что уж говорить про кабинеты чиновников и служащих.
Каждое утро включалось радиовещание, и из динамиков первым делом звучал гимн Советского Союза, в котором были слова:
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!

Кто из учившихся в ту пору в средних школах не знал имя Джамбула Джабаева, казахского акына? Думаю, немногие. Говорят, что ему принадлежит фраза «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина». А вот образчик его поэзии (кто перевёл с казахского – не знаю…):
Кто нас богатством таким наградил,
Дал нам коров, лошадей и овец?
Кто нас водою речной освежил,
Кто нас парным молоком напоил
И скатертью степь разостлал, наконец?
Как же случилось, что нищий и раб
Этим богатством хозяйствовать стали?
Кто воплотил удивительный сон?
Спрашиваю себя: кто он?
Милый мой - это ведь Сталин!
Ну, ладно Джабаев… Человек восточный, а Восток любит и лесть и преувеличения…Теперь никто из молодежи этого акына и не вспомнит. А вот, что писал в день смерти Сталина автор «Василия Тёркина» Александр Твардовский, знаменитый поэт, ставший впоследствии главным редактором журнала «Новый мир»:
В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…
Ему же принадлежат и эти строки, написанные про Сталина немного ранее:
Черты портрета дорогого,
Родные каждому из нас:
Лицо солдата пожилого
С улыбкой доброй строгих глаз.
А вот это сочинил – Александр Вертинский:
Чуть седой, как серебряный тополь.
Он стоит, принимая парад,
Сколько стоил ему Севастополь,
Сколько стоил ему Сталинград!
Не осталась в стороне и Анна Ахматова:
И благодарного народа
Вождь слышит голос: «Мы пришли
Сказать, - где Сталин, там свобода,
Мир и величие земли!»
А сколько сотен и тысяч рифмоплётов, чьи имена сегодня никто и не вспомнит, в те годы лезли вон из кожи, соревнуясь в восторженном славословии вождю. Конечно, до центральных газет их творения не поднимались, но ведь в огромной стране было множество всевозможных районных газет и газетёнок, заводских многотиражек, стенгазет, наконец.
Кто-то лицемерил в силу служебных обязанностей, кто-то любой ценой стремился выслужиться. Кто-то подобостраствовал по движению сервильной души. Лесть и фимиам тиражировались, заполняли газеты, эфир, звучали из уст уважаемых поэтов, писателей, учёных и многих тысяч рядовых учителей.
Всеми возможными способами в сознание закладывалось бездумное всепоглощающее почтение к Отцу, к Вождю, преданность к нему и благодарность. По бездумности это была чистейшая религия. Ведь верующий не ставит вопросов: есть ли бог или нет, прав он или не прав. В бога нужно просто верить, даже если логика и разум протестуют.
А ребятишки слушали и принимали всё это на веру, и у них на долгие годы были загажены мозги. Это было не собственное мнение, а имплантированная вера, культ, поклонение по привычке.
А те из взрослых, которые здраво оценивали и Сталина, и существовавшие порядки, вероятно, с тоской смотрели на оболваненных детишек, но ничего сделать не могли…
Но вот приходит 1956 год, и, как гром среди ясного неба, раздаются слова «культ личности». Мне в том году исполнилось пятнадцать лет, и я прекрасно помню чувства смятения, непонимания, растерянности.
Постепенно с моего сознания начали отваливаться «струпья»… А потом был ещё 1962 год. Мозги стали потихоньку прочищаться… Долго шло это прочищение…. На каком-то этапе из слепого адепта я превратился в яростного ненавистника Сталина.… А затем был период комичного Хрущёва, а потом «застой Брежнева». И всех этих руководителей я волей-неволей сравнивал со Сталиным…
После разоблачения культа личности известный советский писатель Михаил Шолохов сказал фразу, которая заслуживает того, чтобы её повторить: «Да, был культ… Но была и личность!».
Безусловно, И.В.Сталин был личностью. Какой личностью – это уже вопрос другой…
По работе довелось мне прожить много лет там, где не было запретов ни на какие книги. Работая в Секретариате ООН, я мог в тиши библиотеки Лиги Наций читать воспоминания генерала Деникина, записки барона Врангеля, мемуары Юденича, воспоминания террориста Савинкова, листать подшивки советских газет любого периода. Мог покупать книги советских диссидентов: Солженицина, Зиновьева, Войновича и других. Мог читать на английском и французском всё, что душе было угодно, в том числе и книги о Сталине, а их в мире было написано немало. И весь этот большой объём информации, совместно с собственными размышлениями и анализом помогли создать взвешенное мнение об этом неординарном руководителе нашей страны на труднейшем этапе её истории.
В нашей стране сегодня почтительное отношение к Сталину для многих не является культом. Это – скорее тоска по твёрдой руке.… Кроме того есть люди склонные к сервильности. Многие не могут быть самостоятельными, их пугает необходимость самим принимать решение. Проще идти за кем-то, быть ведомым…
Я не могу сказать, что почитаю И.В. Сталина (как впрочем, и никакого другого лидера, будь то нашего или зарубежного), хотя, безусловно, уважаю его, воздаю должное его организаторскому таланту, воле и огромной энергии. Это был, бесспорно, выдающийся человек и политик, хотя методы его я однозначно не одобряю...
Но сейчас я хочу сказать совсем о другом…
В Париже в Соборе Дома Инвалидов находится помпезная гробница Наполеона Бонапарта. В саркофаге из благородного тёмно-красного порфира покоится прах того, кто, несмотря на свой талант, на многочисленные успехи в начале своего пути, в конце концов, вверг страну в катастрофическую войну с Россией и привёл Францию к тотальному фиаско в войнах против всей Европы. В ходе «наполеоновских войн», которые длились более пятнадцати лет, Франция ничего не приобрела, но, по некоторым подсчётам, потеряла до 5 миллионов убитыми и ранеными. А потомки и наследники этих убитых, раненых, брошенных замерзать и умирать от русских вил и топоров с величайшим уважением относятся к памяти Императора, приходят поклониться его гробнице, а имя его спустя 200 лет произносят чуть ли не с придыханием…
А в нашей стране тело лидера, приведшего страну к победе над сильнейшим противником, Германией, которая собрала и использовала против России экономический потенциал почти всей Европы, удалили, если не сказать, выкинули из Мавзолея…
Вот и пойми этих наследников…!
МОЙ ЗНАКОМЫЙ МАЙОР НКВД   |   Как нам жилось после войны
Комментарии (10)
♥ Мила Партанен # 4 марта 2021 в 22:54
Надеюсь на продолжение! Перечитала все заново!!!
Владимир Лисицкий # 7 марта 2021 в 17:19
Рад слышать, Мила!
Какие-то у меня сомнения относительно дальнейшей публикации в блоге на Расфокусе... Материалы большие, слишком большие для блога... Шрифт мелкий - читать неудобно...По-моему, в блоге писать эти очерки неуместно...
Пусть журнал МОСКВА пока что печатает, а там и вся книга подоспеет... :)
♥ Мила Партанен # 7 марта 2021 в 18:19
Я понимаю... Хотя мне нормально читается ( в ноутбуке). Ну что ж... Буду ждать книгу!!! scratch v
Владимир Лисицкий # 7 марта 2021 в 18:41
Спасибо за понимание!!! :)) fotos03
Алекс Андр # 5 марта 2021 в 00:43
"Оказался наш отец..."
И добавить нечего.
Владимир Лисицкий # 5 марта 2021 в 01:33
Чтобы оценить событие или историческую личность, должно пройти время...
Алексей Цветков # 12 марта 2021 в 13:06
По малолетству и удалённости( я московский ребёнок жил тогда в селе Ивановском Переславль-Залесского района Ярославской обл.) я не имел никаких источников информации, никаких впечатлений от жизни НАВЕРХУ. Но помню с удивительной чёткостью - тётя Варя (Варвара Карповна,колхозница,у которой я жил на полном иждивении) стоит в избе и держит в руке похоронку на своего племянника.Она пришла с улицы,не разделась и так и стоит в валенках,в ватнике. И её фраза ... За такие победы товарищу Сталину я.... надо оторвать. В Ивановское вернулись с фронта каждый десятый... И,думаю, последствия той Войны Россия чувствует и до сих пор.
Владимир Лисицкий # 13 марта 2021 в 12:01
Я не поклонник Сталина... Но схватка России с Германией была неизбежна, и она не могла быть малокровной...
И будущее не будет "в шоколаде"...
Алексей Цветков # 12 марта 2021 в 13:16
И много, позже я уже живя в Москве, я стал какбы участником похорон вождя. У меня очень сильна зрительная память и некотрые картины этих дней у меня досих пор стоят перед глазами как кадры фильма.Мне 15 лет и я живу в Москве,в самом центре - в 10 минутах ходу от Лубянки. И брат (ему 21) с группой друзей взяли меня с собой на то знаменитое шествие. На своё счастье я,увидев некоторые жуткие сцены,свидетельствовавшие о полном безумии толпы, улучив момент сбежал. Московские дворы,лазейки,переулки,я знал хорошо и благополучно достиг своего дома на Армянском переулке.(Теперь там посольство Армении) (аулицы и проходы были предусмотрительно закрыты,загорожены посталенными поперёк грузовиками и приставленными к ним солдатами)
Алексей Цветков # 12 марта 2021 в 13:19
О Наполеоне я прочитал книгу "Наполеон" Евгения Тарле,известейшего специалиста по наполеновской эпохе. Поразили меня страницы о египетском походе Наполеона - отменнейший был мерзавец герой французкого народа.
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Балашиха
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Электросталь
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск