Шишкина рожь

Опубликовано: 1859 дней назад (17 марта 2014)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 197
Шишкина рожь

Древний замысел придумавших созвездия понятен тем, кто вставал под небо горное, или деревенское, или морозное, особо чёрное и особо же прозрачное при этом. Чем больше звёзд выплывает из глубин, тем заметнее проступают в ночи светлые путы, увязывающие звезду со звездою – в точности как в книжках рисуют. Хотел сказать - струны, но натянуты эти нити не туго, провисают.
Они провисают, как ветви в саду, отягощённом яблоками, клонятся к человеку. И кажется, что вот-вот макушкой заденешь сияющие переспело плоды. Заденешь – и они грянут оземь.

Я смотрел на звёзды, отдавшись головокружению, и те двое тоже смотрели на звёзды. Только не со мною вместе, а друг с другом. Я в этом планетарии был сам по себе, отдельно, место получил во втором ряду, и видел перед собою не только небесный иней, крупный и мелкий, но и два силуэта впереди – будто вырезанные из такой черноты, что ночей непрогляднее. Я такой не встречал с тех пор, как стали редкостью чёрные пакеты, защищающие от света фотобумагу.
Силуэт с совершенно круглой макушкой рассказывал об угаданных им созвездиях. Он не угадал ни разу, но соседняя, волнисто очерченная, голова согласно кивала. Да и я не досадовал на его самоуверенность, потому что чувствовал по голосу, что думает он о другом и говорить хотел бы совсем о другом. А может быть, и не только говорить...
Судя по тому, что они, двое, купались сейчас в той же холодной глубине, где барахтался по-собачьи и я, одинокий, было им некуда идти. Не было у них ни общей постели, ни вообще общего дома. Не было для них и другого приюта на земле, холодившей ноги.
Чувствовалось, что незадачливый и разговорчивый звездочёт лишь защищается от пронзительной правды. И чувствовал это не я один.
Волнистый силуэт развернулся в хрупкий женский профиль, ночь будто бы мгновенно обвела его мелком, и серебристые губы сказали: «Ну, не надо... Ну, что ж поделаешь... Ну, может быть, когда-то... Может быть, в другой жизни?».
И второй профиль, проще и грубее по рисунку, с готовностью подхватил: «Да-да, в другой...».
Они думали, что шепчутся, но от их голосов металлически звенели-шуршали провисшие гирлянды из знаков Зодиака над нами.
«А ты меня там, тогда узнаешь? Узнаешь, что это – я?» - спросила она. «А как же!» - ответил он с той же самоуверенностью, с какой называл созвездия.
И они снова превратились в чёрные плоские силуэты, круглый и волнистый, и смотрели на звёзды, словно выбирая себе из всех миров самый добрый, который согласится их приветить, дать им кров и кровать.
Если, конечно, в той, другой жизни, кров и кровать им понадобятся.

Очевидно, у меня нет вкуса: я люблю картину Шишкина «Рожь», хотя её вешали в сельских столовых и заводских клубах, а также заводских столовых и сельских клубах.
Вешали Шишкина рожь непременно в толстой замысловатой раме – «как в Третьяковке». Завитушки на раме делались из гипса, он трескался, золотая краска осыпалась, на полу под картиной всегда было натрушено.
Картина очень простая, но в ней есть секрет. Я сам узнал его много позже, чем полюбил эту надоевшую всем рожкину шишь.
Не каждый знает, что две тёмных точки на золочёных волнах – это не столовскими мухами насижено. Это два человека. Может быть, дети, сокращающие себе путь через поле. Или любовники, спрятавшиеся в хлебах.
Дорога на переднем плане уводит наш взгляд в сторону, примятые колосья на обочине и ласточки отвлекают внимание, но и там, во ржи, едва заметная, разворачивается, помимо нашей воли, история.
Допустим, история детей, которые, выставив вперёд лукошки, пробивают себе путь через ниву, задыхаясь от быстрого бега и золотой хлебной трухи.
Или любовников, чьи тела в ржаном жаре жалят остья и оводы, а они терпят, потому что им невтерпёж.
Ну, ты должна помнить...

Всякий пейзаж – обитаем, напряжён, драматичен.
Левитану плохо давались фигуры, но разве не тот, кого не принято поминать вслух и всуе, обитает «Над вечным покоем»?
Шишкин рисовать людей умел, а обходиться без них предпочитал, чтобы не отдавать свои пространства придуманным персонажам, сохранить их для нас с тобою.
Пейзаж не терпит пустоты; он затягивает в себя.

Те, двое, в небесном пейзаже, - они даже не касались друг друга. Хотя, может быть, держались за руки, но этого я не видел: тела их полностью сливались с темнотой.
Простое логическое построение: если его тело слито с темнотой и её тело слито с темнотой тоже, следовательно, их тела – через темноту – вливаются друг в друга.
Возможно, в ожидании будущей встречи они согласны были на такой компромисс.

«Хорошую религию придумали индусы», согласен. Иногда приятно думать, что превратишься не в лужицу элементарных веществ, а в нечто, имеющее форму. Но что, если это и впрямь будет форма баобаба, и придётся всего лишь бесчувственно рассеивать по ветру пыльцу со своих тычинок? Любовь баобабов – брр... А любовь комаров?..
Приятнее думать об иных мирах – звёздных или просто параллельных. Допустим, они и правда существуют. Но существует ли в них нечто, подобное человеческой любви?
Простейшая из параллельных реальностней, - видимо, рай. Но и праведники, входя в него, должны оставить телесную оболочку, как портки в предбаннике. В принципе, понятно, как должны любить друг друга бестелесные. Им прописаны «филиа», или «сторгэ», или «агапэ», но эти приязнь, нежность и взаиморастворение связывают не обязательно двоих. Даже скорее всего – не двоих, а больше.
Не думаю, что круглая голова согласилась бы, чтобы я, хрустя ссыпавшейся звёздной мелочью, подкрался и взял его женщину... ну, насколько – «его»?.. в общем, тоже взял эту женщину за руку.

Поколение «детей Галактики» - людей, рождённых за пределами Земли, - видимо, чистая фантастика. Даже не научная.
Современные исследования показывают, что секс в космосе может непоправимо навредить здоровью. Учёные выяснили, что гравитационные изменения повреждают клетки растений. В условиях гипергравитации под угрозой оказывается внутриклеточная циркуляция, что губительно скажется на человеческих нейронах.
Земная любовь вне Земли оказывается и бесцельной, и опасной.

Не знаю, кто или что им мешало на Земле: супруги, совесть, бесприютность?
Но, я, в своём втором ряду, всё порывался сказать им: ребята, ничего другого нет и не будет. Не обманывайте друг друга, не обманывайтесь словами: вам надо не в звёзды, а в рожь. Может быть, в «другой жизни», которая грезится, нет, тоски, ханжества... пут и даже Путина нет... но и острых радостей, нейронных бурь страсти там не будет. У вашей «другой жизни» есть второе имя, и имя это - «никогда». Я-то, старый, уже собирающий узелок для перехода в параллельную реальность, знаю - только здесь и сейчас, во ржи, в поту, в укусах, в уколах, в мелких ссадинах...
Хотел сказать – но боялся, что от моего рыдающего голоса лопнут перегруженные нити мироздания.

Сергей БРУТМАН, "Список кораблей"
Всероссийская резня бензопилой | На тот берег
 
Рейтинг: +3
 
Блог нравится:
 
Комментарии (4)
Рина # 23 марта 2014 в 14:00 0
А я сейчас боялась, что от ваших прожигающих насквозь слов, лопнет моя душа.
Michael Sumerin # 28 июля 2014 в 13:05 0
Лихо Вы все переплели: скачки из Космоса в Рожь и обратно, .... и все это без надуманности! Прекрасный рассказ. Спасибо!
Сергей Брутман # 28 июля 2014 в 14:18 +1
Спасибо за прочтение. И за оценку тоже :)
Муза Кадлец # 17 июня 2015 в 18:30 0
Настоящее. И в хорошей словесности. Почему именно фонарик?!
 ()
Фотограф Нефтекамск
 ()
Фотограф Пенза
 ()
Фотограф Ярославль
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф Москва
 ()
фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Санкт-Петербург
 ()
фотолюбитель Тюмень
 ()
фотолюбитель Тюмень
 ()
фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Пермь
 ()
Фотолюбитель Пермь
 ()
Фотолюбитель Пермь
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Северодвинск
 ()
Нижневартовск
 ()
Фотограф Озерск(Челябин...
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Ярославль
свадьба