Кыш!

Опубликовано: 4027 дней назад (16 апреля 2013)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 302

[IMG_BLOCK]


[/IMG_BLOCK]

Кыш!


Зашёл в свой кабинет – а там кто-то есть. Никого не вижу, даже дыхания не слышу, но чувствую на себе острый взгляд. Аж споткнулся.
Споткнулся, руками замахал, удерживая равновесие, - тут этот кто-то себя и обнаружил. Выскочил из-за тумбочки да – по стеночке, по стеночке – к окну. И ударился в стекло грудью.
Это птичка залетела через фрамугу.
Долго я с ней возился, убеждая, что хочу помочь, и предлагая пересесть в подставленную бейсболку. А она шарахалась, взмётывалась с расщеперенным, щекотным звуком, и скатывалась по стене в тёмные замебельные щели, и снова пыталась взлететь, и пряталась от меня по цветочным горшкам, где листва.

Гостья была то ли молодая, то ли просто мелкая. Как большинство горожан, я различаю только обыденных уличных птиц, желательно – с простыми и явными приметами, как у снегиря, синицы, трясогузки.
А вот соловья в лицо могу не признать. Говорят, он серенький, но, по-моему, это то же самое, что искать в Монголии раскосого монгола.

Кошка, собака или другое млекопитающее давно прекратили бы панику и нашли выход.
Вот и верь, что у птиц в голове – компас, который ведёт их через однообразные небесные просторы.

Знакомые навсегда уехали за границу и увезли с собой попугая.
Господь не создал попугаев для дальних перелётов. Так... с буфета на подоконник. А этот, получается, перелетел через океан.
За океаном попка всё так же барражирует с тамошнего буфета на тамошний подоконник посредством культяпых крылышек. Новые показания компаса не мешают ему заученно гадить на бреющем - над новым меридианом.

Пусть гостья была молода и неопытна – с возрастом птицы мудрее не становятся, по-моему. Им достаточно хитрости, жадности, трусости и других вполне человеческих качеств, которые не приходится долго наживать.

Российских птиц должен печалить рост доходов населения.
Пока у нас не было денег, чтобы застеклить балкон, туда беспрепятственно проникали кленовые ветки и синицы. Если к кормушке являлись сразу несколько птиц, среди них быстро обнаруживался Большой Синиц. Так я называл того, который начинал куражиться, не только разгоняя остальных, но и размётывая крыльями припасённые нами крошки и семечки.
Дать еду соплеменникам он не умел, и утверждал свою власть над ними иначе: отнимая.
Голодные отступали на кленовые ветви и понуро смотрели на его танец по кормушке.
Тогда я выходил на балкон и, увязая тапками в снегу, исполнял роль судьбы: прогонял прогоняющего.

Чисто человеческая черта: вера в возмездие. Можно подумать, оно способно что-нибудь исправить в неправильно сцепляющихся шестерёнках жизни.
Я хранил верность своей глупости, птицы – своей: покорству.

Казалось, что синицы на ветвях грустят не только о вымокших, пропавших в снегу крошках. В их глазах чудился вопрос: а разве у вас не так? у вас нет Большого Синица?
Кыш отсюда! – досадовал я.

Сойдя с новгородского поезда, прибывающего в Москву несусветной ранью, я обязательно еду в Александровский сад.
Много лет назад мне некуда было деть себя в проснувшейся, но не ожившей столице, и я случайно забрёл сюда.
В саду не было никого, кроме меня и ворон. На остриженном по-солдатски газоне, в виду Кремлёвских стен, они делили булочку.

До Октября такая булочка называлась французской, до Августа – школьной.
Пекут ли такие и сейчас – не знаю: дело было до Августа.

Сегодняшней такая булочка бывала вкусна, вчерашней – убийственна. Но эту смягчили росы, и она прыгала мячиком, когда вороны отнимали её друг у друга, защищая трофей то грудью, то раскинутыми крыльями, то выставляя пальцастые лапы, как орёл на старом гербе. Всё – без суеты, под скрипучие, но негромкие реплики: чинная такая свара, не оскверняющая этого значительного места.
И вот одна из ворон, уцепив в свою очередь добычу, вывернулась из толпы и пружинно побежала за ствол ближайшей липы. Но клевать не стала, нет: выглянула из-за дерева, оценила диспозицию (всё кружат на месте, перекрикиваясь: позвольте! была же булочка! только что была!) – и влилась в коллектив.
Вернулась и тоже давай кружиться, царапать крыльями траву, вертеть головой: да-да, была булочка, как сейчас помню, и куда бы ей деться, товарррищи?
Устав от дискуссии, вороньё тяжело взлетело и направилось за зубчатую стену. Заметно было, что они раздражены, но скорее тайной, чем пропажей. Что булочка? Скоро придут туристы и дети – и булочек будет вволю.
А умная ворона вернулась к своему кладу, слегка потерзала его и тоже пошла на взлёт, унося добычу. Летела она туда же, за красную стену, только – на всякий случай – градусов на тридцать правее.
И сердце моё наполнилось гордостью за мою страну, за её правительство, ежедневное соседство с которым так развивает скромные возможности малокалиберного птичьего мозга.

С тех пор я регулярно навещаю ворон Александровского сада. Они всё так же упитанны и невозмутимы, их пальцы цепки, как у нового герба. Но с годами всё реже попадались среди них искусные интриганки. И вообще перестали попадаться.
Видимо, там, за стеной, стало труднее выучиться тонкому искусству кражи с обманом. Видимо, теперь там властвуют просто, безыскусно – как Большой Синиц.

Птаху-то я отловил.
Бейсболка едва колыхнулась под её малым весом – и сердце дрогнуло, будто его пёрышком пощекотали.
Открыл ей окно. Улетела.
Вроде и не родня мы, а сердце млекопитающего всё вздрагивало, пропуская через себя птичьи страх, отчаянье и счастье.
И - обиду за себя: нам-то ничья рука окно вот так не распахнёт.

(С. Брутман "Почерк ундервуда", 2008 г.)
По дрова   |   Извращённая логика любви и нелюбви, или Что мы "лайкаем"
Комментарии (3)
larisa belova # 16 апреля 2013 в 17:33
Надо же..5 лет прошло,а все по прежнему...
Сергей Брутман и Компания # 16 апреля 2013 в 17:55
Ой, даже больше... Я с воронами Александровского сада познакомился, когда ещё не известно было, что им придётся позировать для будущего герба. Советские вороны отлично адаптировались. Как и те, кто за стеной. За стеной люди разные - итог примерно тот же.
larisa belova # 16 апреля 2013 в 19:01
Задевает...спасибо Вам..
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотолюбитель Электросталь
 ()
пенсионер Орда
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф Москва
 ()
fotoamator Запорожье
 ()
Фотограф Южно-Сахалинск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург