Еще раз о композиции.

Опубликовано: 3383 дня назад (15 января 2015)
Просмотров: 548
На нашем форуме http://rasfokus.ru/forum/thread1527.html#39154 разгорелись достаточно жаркие споры по поводу того, что такое есть композиция в фотографии. Мнения самые разные и как всегда диаметрально противоположные. Кто-то из умных людей сказал, что лучший способ разобраться в сложном вопросе – это написать о нем статью. Следуя этому принципу, я и решил написать этот пост и найти для себя приемлемый ответ. Может быть мои поиски будут интересны и другим коллегам, в таком случае буду только рад.
Вопрос действительно сложный, написано много книг по этому вопросу, на многих форумах фотографы ломают копья в поисках истины. Чтобы окончательно не потонуть в этом море информации, я решил обратиться к двум наиболее понимаемых мною авторов, а именно к известному в мире фотографии А.И. Лапину и к известному американскому психологу искусства Рудольфу Арнхейму.
В своей книге «Фотография как» А.И. Лапин пишет «Композиция — это совершенно определенная организация изображения в кадре, организация, которая решает некую сверхзадачу.
Компоновка — распределение предметов и фигур в кадре — решает более простую задачу заполнения плоскости изображения, элементарное выделение главного, равновесие компонентов.»
Итак, по А.И. Лапину композиция включает компоновку, но не сводится только к ней. Эта мысль еще более явно выражена в его статье «Компоновка, композиция и Брессон» (http://www.lapinbook.ru/articles/detail.php?ID=1026), в которой автор пишет «Итак, сама суть изобразительного искусства — композиция подменяется в книгах по фотографии чисто механическим процессом — компоновкой. Опасность такой подмены в том, что живое фотографическое творчество превращается в свод законов и правил, обязательных к исполнению, вся суть композиционного творчества фотографа просто выхолащивается.».
Очень важный момент, который Лапин подчеркивает в этой статье, это то, что композиция является сущностью художественной фотографии независимо от жанра. В качестве примера он приводит художественные репортажные работы Анри Картье Брессона. Другими словами, там, где в фотографии есть творчество, обязательно присутствует композиция. Для раскрытия сущности композиции Лапин приводит очень удачный пример из области филологии, он пишет, что «только человек, тонко чувствующий язык знает, как много смысла в разнообразных перестановках слов в конкретной фразе, какое огромное содержание заключено в том, что мы называем порядком слов в предложении. Одно дело «я помню чудное мгновение», другое — «мгновенье чудное я помню», из бессмертной строфы получился припев цыганского романса. Одно дело «кровь с молоком», другое – «молоко с кровью» (известный пример филолога Потебни).». Как явно следует из этого примера, композиция определяет связь между элементами в данной компоновки и несет в себе смысл и творческую идею автора.
Обдумывая определение композиции Лапина, я задался вопросом, а есть ли такая общая сверхзадача, которая неизбежно возникает перед автором при создании фотографии. На мой взгляд есть и она состоит в том, чтобы зрители поняли суть произведения автора, а это зависит от того как автор сумел передать свою идею через доступные ему варианты организации изображения в кадре, т.е. от композиции в конечном итоге. В этом контексте композиция выступает как некоторая программа, которую автор «зашивает» в своем произведении для лучшего понимания зрителями сути его фотографии. Композиция переводится как сочинение, и тут поневоле напрашивается аналогия с литературным сочинением, в котором раскрытие темы достигается определенными словами, их порядком, взаимосвязью и взаимовлиянием.
Другая общая сверхзадача – это передача красоты окружающего мира, это особенно актуально для пейзажной фотографии. Решение данной сверхзадачи по А.И. Лапину возможно только за счет создания гармоничной композиции.
Очевидно, что процесс восприятия фотографий зрителем субъективен, но наряду с этим существуют и закономерности. Они отлично показаны в книге А.И. Лапина «Плоскость и пространство или Жизнь квадратом». В своей работе автор показывает на различных примерах иллюзорность зрительного восприятия, например, черный квадрат на белом фоне зрительно воспринимается меньше белого квадрата на черном фоне. Как отмечает Лапин «Сознание исследует плоское изображение, стремится распознать скрытое в нем пространство и как бы пробует различные варианты восприятия.»
Эта же тема великолепно раскрыта в книге американского психолога искусства Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие. На достаточно простых и понятных примерах, автору удалось убедительно показать сложный механизм визуального восприятия искусства.
Не буду пересказывать содержание этой книги, ее лучше прочитать самостоятельно. Хотел бы акцентировать внимание лишь на некоторые моменты, многим они, наверное, известны, тем не менее это будет полезно вспомнить еще раз.
Первый момент заключается в том, что человеческий глаз обладает интуитивным чувством равновесия. Это чувство равновесия не возникает в результате интеллектуальных размышлений или специальных измерений и при восприятии неуравновешенной композиции у зрителя возникает потребность в ее изменении.
Восприятие изображения по Арнхейму не является пассивным процессом как регистрация изображения в фотоаппарате, оно представляет собой активное исследование и изучение воспринимаемого объекта. Фотоаппарат регистрирует все детали одинаково точно и, если можно так сказать, одинаково равнодушно, восприятие же является избирательным. В процессе зрительного анализа бывает достаточно нескольких характерных черт для узнавания объекта. Современная психология, по утверждению Рудольфа Арнхейма, считает процесс видения творческой деятельностью человеческого разума. В этом смысле восприятие в терминологии разума эквивалентно пониманию и «человеческий взгляд есть внезапное проникновение в сущность».
В процессе восприятия мозг строит как можно более простые модели воспринимаемой зрительной информации и эта особенность давно уже использовалась известными художниками. В фотографии также активно используются различные приемы упрощения, например, обработка цветной фотографии в черно белых тонах, размытие заднего фона для акцентирования внимания на портрете и много разных других способов, призванных упростить зрителю восприятие главной идеи.
Как показал Рудольф Арнхейм, восприятие формы объекта зависит от ориентации последнего. В качестве примера, он приводит два равнобедренных треугольника, один из них имеет вершину вверху, а у другого треугольника вверху находится основание. В первом случае треугольник воспринимается как устойчивая форма, во втором случае он воспринимается как опасно балансирующий на острие своей вершины, т.е. как неустойчивая форма. Причиной такого восприятия является преобладание в зрительной области головного мозга вертикальной ориентации, она и является базой с которой соотносятся все другие ориентации при восприятии. Как пишет Рудольф Арнхейм «Мы не должны упускать из виду и тот факт, что вертикальная ориентация выделяется в физическом пространстве также потому, что она совпадает с направлением силы притяжения и что гравитационные силы также содействуют асимметрии направления в пределах этой ориентации.» В фотографии линия с левого нижнего угла к правому верхнему углу воспринимается как подъем, а линия с левого верхнего угла к правому нижнему углу как спуск.
Это только несколько примеров из этой замечательной книги Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», рекомендую ее всем, кто занимается фотографией.
В заключение своего поста хочу отметить, что композиция в фотографии достаточно сложное понятие, и суть ее сложно раскрыть в рамках данного поста. Одно очевидно, что без понимания композиции сложно надеяться на создание по настоящему хорошей фотографии. Надеюсь, что я хоть в малой степени способствовал раскрытию данной темы.
Здоровье в порядке - спасибо зарядке   |   История семейных фотографий
Комментарии (4)
Olaf # 15 января 2015 в 23:23
Фотограф Константин Мартынов

«Композиция — это совершенно определенная организация изображения в кадре, организация, которая решает некую сверхзадачу.
Компоновка — распределение предметов и фигур в кадре — решает более простую задачу заполнения плоскости изображения, элементарное выделение главного, равновесие компонентов.»

сама суть изобразительного искусства — композиция подменяется в книгах по фотографии чисто механическим процессом — компоновкой. Опасность такой подмены в том, что живое фотографическое творчество превращается в свод законов и правил, обязательных к исполнению, вся суть композиционного творчества фотографа просто выхолащивается.»

композиция определяет связь между элементами данной компоновки и несет в себе смысл и творческую идею автора.

композиция выступает как некоторая программа, которую автор «зашивает» в своем произведении для лучшего понимания зрителями сути его фотографии.

человеческий глаз обладает интуитивным чувством равновесия. Это чувство равновесия не возникает в результате интеллектуальных размышлений или специальных измерений и при восприятии неуравновешенной композиции у зрителя возникает потребность в ее изменении.

В процессе восприятия мозг строит как можно более простые модели воспринимаемой зрительной информации и эта особенность давно уже использовалась известными художниками. В фотографии также активно используются различные приемы упрощения, например, обработка цветной фотографии в черно белых тонах, размытие заднего фона для акцентирования внимания на портрете и много разных других способов, призванных упростить зрителю восприятие главной идеи.
Константин Мартынов # 15 января 2015 в 23:40
Вы привели одни цитаты из поста, хотелось бы знать в чем суть Вашего вопроса.
Olaf # 15 января 2015 в 23:56
У меня вопросов нет...
Я выделил наиболее интересную инфу,чтоб тем,кто если и заглянут в ваш пост,не пришлось много времени терять...
А то молодежь не любит напрягаться,а так может что-нибудь и запомнит...
Константин Мартынов # 15 января 2015 в 23:58
Спасибо большое!
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Уфа
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Pleven
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Пятигорск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Рязань
 ()
Фотограф Москва
 ()
fotoamator Запорожье
 ()
Тбилиси
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва